ЛУКИАН - Страница 2

Согласно Иерониму Стридонскому, Лукиан пострадал за исповедание Христа в Никомидии во время гонения императора Максимина Дайи. В «Житии Лукиана» рассказывается, как император Максимин Дайя лично проводил допрос Лукиана. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» сообщает, что Лукиан выступил в присутствии императора с апологией христианской веры: «Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погружённый в священную науку, был приведён в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили» (ср.: «Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками»). Иоанн Златоуст в гомилии «О святом мученике Лукиане» (произнесённой 7 января 387 г.) говорит, что одной из пыток, которым был подвергнут Лукиан, была пытка голодом, после которой перед ним была поставлена трапеза с идоложертвенным. Однако Лукиан выдержал это испытание, вспомнив об истинной духовной Трапезе. После этого он снова подвергся допросам. На каждый вопрос Лукиан «отвечал только одно: я христианин; и когда палач говорил: какого ты отечества? – я христианин, отвечал он; какое у тебя занятие? – я христианин; кто предки? – он на всё отвечал: я христианин... Сказав: я христианин, – отмечает Иоанн Златоуст, – он объяснил этим и своё отечество, и род, и занятие, и всё». Согласно Филосторгию, находясь в темнице при смерти и не будучи в состоянии передвигаться от побоев и оков, в праздник Богоявления Лукиан совершил таинство евхаристии на своей груди, лёжа на спине, после чего причастился вместе с находившимися вокруг него верующими. После смерти Лукиана его тело было выброшено в море, откуда оно, как пишет Филосторгий, было вынесено дельфином на берег и похоронено в городе Дрепан (в Вифинии). Впоследствии царица Елена, мать императора Константина I Великого, воздвигла над гробом Лукиана храм; сам же город, отстроенный императором Константином в 330 г., получил в честь его матери название Еленополь. В этом храме, по свидетельству Евсевия Кесарийского, император Константин I Великий молился незадолго до смерти и перед принятием крещения «в первый раз удостоился молитвенного возложения рук». В «Мартирологе» Никомидийской церкви (около 362 г.) имя Лукиана было поставлено рядом с именами Ария и Евсевия Кесарийского (греческий текст «Мартиролога» утрачен, сохранился сирийский перевод). Первоначальное «Житие Лукиана», написанное в IV в. и связанное с почитанием Лукиана арианами, было переработано Симеоном Метафрастом. Существует предание, согласно которому в начале IX в. при императоре Карле Великом мощи Лукиана были перенесены в Арелат и хранились в церкви, построенной в честь мученика. С XVII в. мощи святого хранятся в церкви Санта-Мария-Ассунта итальянского города Лушано (Лукиан почитается покровителем этого города). День кончины Лукиана – 7 января (устанавливается на основе гомилии «О святом мученике Лукиане» Иоанна Златоуста). Празднование памяти Лукиана в православной церкви перенесено на 15 октября из-за Собора Иоанна Предтечи (под этой датой память Лукиана указана, например, в «Константинопольском Синаксаре» X в.).

 



 
PR-CY.ru