ЛУКИАН

ЛУКИАН (ум. в 312 г.) – пресвитер Антиохийской церкви, священномученик (память 15 октября; память в Западной церкви 7 января). Родился в Антиохии (согласно «Синаксарю Константинопольской церкви» и «Минологию» Василия II) в христианской семье; некоторые источники указывают на Самосату как на место рождения Лукиана (например, лексикон «Суда»), однако антиохийское происхождение исследователи считают более вероятным (исследователи полагают, что «Суда» смешивает пресвитера Лукиана с известным греческим писателем II в. Лукианом Самосатским). В юности изучал Священное Писание под руководством некоего Макария в Эдессе; проводил строгую одинокую подвижническую жизнь. Около 270 г. был рукоположён во пресвитера Антиохийской церкви. Основал в Антиохии большое огласительное училище, где занимался, главным образом, толкованием Священного Писания. Как повествует «Константинопольский Синаксарь», Лукиан был «всецело поглощён чтением божественных речений и размышлением над Писаниями», благодаря чему «заставлял замолчать многих иудеев и эллинов и для многих стал учителем веры во Христа». Лукиан считается основателем Антиохийской богословской школы (см. ст. Богословские школы древней церкви). Арианский историк Филосторгий рассказывает о множестве учеников Лукиана, среди которых перечисляет епископов Евсевия Никомедийского, Мария Халкидонского, Феогния Никейского, Леонтия Антиохийского, епископа Тарса Киликийского Антония, Минофанта Эфесского, Неоминия, Евдоксия Германикийского (впоследствии епископ Константинопольский), а также сообщает о некоем Александре и Астерии Каппадокийском (см. Астерий Софист), учениках Лукиана, которые, «подчинившись воле тиранов, впали в эллинство, но после осознали своё падение и увещаниями учителя были приведены к покаянию». Большинство из перечисленных учеников Лукиана придерживались арианства. При этом, согласно Филосторгию, из числа упомянутых только епископы Антоний и Леонтий «сохранили чистоту и строгость в вере», т.е. остались верны арианству. Епископы Евсевий, Феогний и Марий, отступив от арианства под влиянием первого Вселенского собора, впоследствии возвратились к прежним взглядам. Впрочем, замечает Филосторгий, Марий и Феогний полагали, что Бог и до рождения Сына был Отцом, ибо имел силу породить Его. Астерий же «извратил учение Лукиана, утверждая устно и письменно, что Сын являет Собой ничем не отличимый образ сущности Отца». Кроме того, Филосторгий сообщает, что ученики Лукиана не разделяли мнение Ария, что Сын Божий не имеет познания Бога Отца. Сохранилось также письмо Ария Евсевию Никомидийскому, в котором он называет Евсевия «истинным солукианистом». На основании этих свидетельств нередко делается утверждение, что именно в школе Лукина следует видеть зарождение тех богословских идей, которые впоследствии будет проповедовать Арий (Адольф фон Гарнак прямо называл Лукиана «Арием до Ария»). Однако сведений об учении самого Лукиана слишком мало, чтобы делать однозначный вывод о его влиянии на возникновение арианства (как, впрочем, и вопрос о происхождении арианства из Антиохийской школы в настоящее время не является однозначно решённым). Сообщение Александра Александрийского в письме Александру I Константинопольскому о Лукиане – последователе Павла Самосатского и о его схизме («которого (Павла Самосатского) преемник Лукиан в продолжение многих лет не имел общения с тремя епископами») так же не даёт возможности исследователям заключить с полной определённостью, что речь здесь идёт именно об этом Лукиане, а не о каком-то другом Лукиане.

 



 
PR-CY.ru