ЛИВАН, Ливанская Республика - Страница 8

Маронитские историографы раннего Нового времени считали, что их народ происходит от мардаитов, однако эта концепция не выдерживает серьёзной критики. Уход мардаитов позволил арабам стабилизировать свою власть в регионе. Одним из символов этого стало строительство города Анджар в южной части долины Бекаа при халифе аль-Валиде I (705–715 гг.). Однако типологически схожий с омейядскими «дворцами пустыни» Анджар отличался большой территорией (15 га) и количеством населения (около 2 тыс. человек). Наряду с дворцом правителя и мечетью в городе была построена церковь, размеры которой позволяют исследователям оценить численность христианского населения Анджара в несколько сот человек. После падения власти Омейядов (750 г.) город постепенно пришёл в упадок и со временем был заброшен; открытый археологами только в XX в., он стал одним из самых значимых памятников раннеарабского урбанизма. При поздних Омейядах и Аббасидах Ливан не привлекал внимания хронистов. Политическая история региона известна исследователям мало, но общий ход этнокультурных процессов поддаётся реконструкции. Прибрежная зона с большими городами (Сур, Сайда, Триполи) была прочно интегрирована в состав арабо-мусульманской цивилизации. Сур был главным городом региона, основным портом Восточного Средиземноморья. Значительная часть греческого населения бежала из городов в ходе арабского завоевания. На их место Муавия переселял персов, которые сохраняли свою идентичность до конца IX в. В целом население прибрежных городов было полиэтничным и многоконфессиональным. В ходе так называемой византийской реконкисты X в. северная часть ливанского побережья неоднократно оказывалась в зоне военных действий. Триполи был осаждён войсками императора Никифора II Фоки в 968 г. Масштабный поход Иоанна I Цимисхия в Сирию и Палестину (975 г.) сопровождался разрушением Баальбека, взятием Бейрута, Сайды, Триполи, других прибрежных городов и разорением их округи. Однако византийская власть в регионе продержалась недолго: Ливан перешёл под контроль североафриканского халифата Фатимидов. Северная часть Ливанского хребта, вплоть до Триполи, подвергалась нападениям византийцев в 980–990 гг., пока император Василий II Болгаробойца в 1001 г. не установил прочный мир между империями. Внутренние, особенно высокогорные, районы Ливана слабо контролировались властями. Север Ливанского хребта компактно заселяли сироязычные христиане. Значительная их часть принадлежала к маронитской общине, придерживавшейся монофелитства. Изначальным духовным центром общины был монастырь святого Марона на Оронте недалеко от Апамеи. Источники свидетельствуют о широком распространении монофелитов в Сирии в VII–VIII вв. и о конфликтах их с мелькитами (православными) после шестого Вселенского Собора (681 г.).

 



 
PR-CY.ru