ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 7

Полуциркульный свод центрального нефа в этих храмах повышен над боковыми (кроме церкви Дэбрэ-Сина). Он декорирован аксумским фризом из ложных окон в профилированных рамах, выше фриза проходят чередующиеся с ложными световые окна второго яруса (в тех церквах, где он есть). Своды боковых нефов, как правило, плоские. В Бетэ-Марьям, в рукавах Бетэ-Гийоргис своды декорированы рельефными равноконечными крестами. В Дэбрэ-Сина рельефные кресты сводов имеют разнообразную форму. Второй ярус (хоры), который полностью выполнен только в церквах Бетэ-Марьям и Бетэ-Амануэль, занимает пространство над боковыми нефами и нартексом. Подъём на него традиционно вырублен в северо-западной части нартекса. В церкви Бетэ-Абба-Либанос на этом месте остался нетронутый массив скалы; в Бетэ-Мэдхане-Алем работы не были завершены. Назначение второго яруса в эфиопских церквах до сих пор вызывает споры учёных. Сейчас помещения второго яруса используются как хранилища. В архитектуре Лалибэлы исследователи видят аксумские черты. Это – ступенчатый цоколь (Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина, Бетэ-Гийоргис), традиционное расположение трёх дверей в западной, северной и южной стенах наоса. В нижнем ярусе, как правило, окна в аксумских профилированных рамах с имитацией решёток в форме крестов или с двойными прорезями, напоминающие декор церквей Дэбрэ-Дамо, Йэмрэханна-Крэстос, Зарема-Гийоргис. Форма окон другого типа соответствует силуэту аксумских стел (в некоторых случаях с килевидным завершением – Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль, Бетэ-Гийоргис, где они дополнены ещё растительными рельефными орнаментами и небольшими крестами). Аксумского происхождения также пилястры (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос) и карнизы (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям), создающие горизонтальное членение фасадов. Общей чертой для церквей Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль исследователи называют двухскатные крыши. В большинстве церквей столбы прямоугольные в сечении; крестовые столбы есть в церквах Дэбрэ-Сина и Голгофы. Капители представляют собой, главным образом, полуциркульные консоли (Бетэ-Мэдхане-Алем, Дэбрэ-Сина). В церкви Бетэ-Абба-Либанос столбы центрального нефа соединены с полуколоннами стен имитацией балок на плоских сводах боковых нефов, в других больших церквах все столбы соединены между собой полуциркульными арками (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина). В алтарной части ряда церквей высечен купольный свод (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Марьям). Во дворах церквей Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль и Бетэ-Гийоргис вырезаны резервуары прямоугольной или крестовой формы, по мнению исследователей, баптистерии. Некоторые храмы сильно пострадали от потоков дождевой воды (верхняя часть церкви Бетэ-Амануэль, внутренняя часть южной стены Бетэ-Гийоргис). Большая часть внешней колоннады Бетэ-Мэдхане-Алем, которая обрушилась к XIX в., была восстановлена из каменных блоков, так же как и часть фасада Бетэ-Абба-Либанос. По мнению исследователей, особое значение для эфиопского декоративно-прикладного искусства имеют служебные кресты для процессий, в частности, их своеобразный тип – Лалибэльский крест, форма которого появилась, по мнению исследователей, в Лалибэле. Согласно К. Лепажу и Ж. Мерсье, этот тип объединяет образы Света Христова (ореола Света Преображения вокруг фигуры Христа) и Христа в Тетраморфе – в окружении Арбаытэ-Ынсыса, крылья которых стилизованы под элементы орнамента в нижней части креста.



 
PR-CY.ru