ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 6

Здание сильно повреждено и местами перестроено (оригинальные проходы заложены блочной кладкой), колоннада юго-западного внешнего двора частично обрушилась. Свод наоса поддерживают 12 массивных прямоугольных столбов пятиметровой высоты, небольшое трёхчастное алтарное пространство отделено от зала полуциркульными арками. Бетэ-Амануэль (церковь Еммануила; 17,5×11,6 м; максимальная высота 11 м). Внешние и внутренние стены оформлены имитацией традиционной для аксумской архитектуры кладки ростверком. Это чередование деревянных связей и выбеленных стукко слоёв кладки тёсаного камня создаёт профилированный ритмический рисунок тонких и широких горизонтальных полос. Здесь, как и в церкви Йэмрэханна-Крэстос (XII в.), отсутствуют так называемые обезьяньи головы – декоративные элементы, характерные для архитектуры Аксума. Узкий подземный туннель соединяет церкви архангелов Гавриила и Рафаила, Еммануила и святого Меркурия. Прямой проход к церкви Еммануила из храма святого Меркурия в настоящее время заложен. Бетэ-Абба-Либанос (церковь святого Ливания; 9,6×6,8 м; высота стен 7,6 м) – сооружение, отсечённое от скалы с четырёх сторон, но соединённое со скальным массивом на уровне крыши. Подобного типа более поздние храмы известны исследователям в областях Ласта и Тыграй (Зоз-Амба, скальная церковь Марьям Дэбре-Цион в Геральте). Бетэ-Лыхем (Вифлеем; букв. «Дом хлеба») – так в эфиопской традиции называют расположенное неподалёку от церкви здание, где приготавливается хлеб для евхаристии. Часть скалы полукруглой формы выступает к центру обходного туннеля. Внутри неё находится круглое помещение с небольшими окошками и со спуском в узкий подземный ход, ведущий к церкви святого Меркурия. К. Лепаж и Ж. Мерсье определяют Бетэ-Лыхем как одну из башен оборонительной системы комплекса Лалибэлы. Бетэ-Гийоргис (церковь святого Георгия) находится в стороне от обеих групп храмов, на западном берегу Иордана. В плане представляет собой равноконечный крест. Происхождение такой формы ряд исследователей связывают с некоторыми деревянными манбарами, а К. Лепаж и Ж. Мерсье предполагают, что храм имел значение обетного креста и места коронации. К храму ведёт проход через узкий туннель с запада. С южной стороны к туннелю примыкает небольшое помещение, высеченное в стене двора. Сейчас оно используется как помещение для певчих, а раньше, как полагают исследователи, служило гостиницей для паломников. На крыше храма вырезано изображение креста, также служащее декоративно оформленным жёлобом для отвода дождевой воды. Внутреннее пространство разделено полуколоннами с консольными капителями, поддерживающими арки. Над алтарной частью вырезан купол со вписанным в него крестом. Исследователи отмечают, что для ряда церквей Лалибэлы (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Дэбрэ-Сина) характерны общие черты: базиликальный план, трёхчастное внутреннее пространство: нартекс, наос и алтарная часть. Эти помещения отделены друг от друга стенами с дверными проходами в аксумских рамах (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Амануэль) и триумфальной аркой. В комплексе Дэбрэ-Сина алтарные части открыты. Алтарная часть состоит из трёх смежных комнат (северная и южная имеют проходы в боковые нефы наоса (кроме церкви Бетэ-Абба-Либанос)). Наос делится на три нефа, в Мэдхане-Алем – на пять.

 



 
PR-CY.ru