ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 4

В антревольтах изображены двуглавые орлы, петухи и другие птицы. На колоннах сохранились следы изображений святых. В южном нефе – евангельские сюжеты: встреча Марии и Елисаветы, Христос и Мария Магдалина, исцеление расслабленного, Христос и самарянка, преумножение хлебов и рыб. В северном нефе – бегство в Египет; на своде центрального нефа – Благовещение. В северном нефе есть парные изображения дерущихся петухов и быков; в центральном нефе в сегментах ложных окон – 22 святых без подписей, как полагают исследователи, пророков. На восточной стене центрального нефа под сводом – Преображение; вокруг изображены не связанные с сюжетом животные: леопард, нападающий на антилопу, ворон, жираф. Над западным портиком у входа в храм вырезан неглубокий рельеф: два всадника скачут галопом и поражают змея и, как полагают исследователи, льва (изображения зверей не сохранились), возле них – орёл и мифические существа, похожие на сфинкса и крокодила. К. Лепаж и Ж. Мерсье предполагают, что это изображение не двух святых воинов-всадников, а самого царя Лалибалы, повторенное дважды и имеющее сходство с изображениями на дворцах султанов Иконийского султаната XIII в. Исследователи отмечают, что росписи в Бетэ-Марьям стилистически имеют много общих черт с коптской монументальной живописью XIII в. (ср. росписи монастыря святого Антония, 1232–1233 гг.). В связи с богатством внутреннего декора храма, его камерностью и наличием рельефа с всадниками напротив вероятной царской ложи, по мнению К. Лепажа и Ж. Мерсье, исследователи готовы считать, что эта церковь принадлежала царскому двору. Бетэ-Мэскэль (церковь Креста; 11×1,9 м), небольшой двухнефный храм, высеченный в стене двора церкви Бетэ-Марьям, напротив её северного фасада; ориентирован на северо-восток. Невысокий фасад оформлен аркатурным поясом, в стене прорезаны два окна с декоративными решётками и две аксумские двери в рамах. Сохранился фрагмент столба, как полагают исследователи, одного из двух, фланкировавших двери. Внутренний декор минимален и состоит из имитации конструктивных форм. Бетэ-Дэнагыль (церковь Дев; 9,5×8,3 м; высота сводов около3,5 м), небольшая трёхнефная базилика с нерегулярным планом, расположена в стене южной части двора храма Бетэ-Марьям. В интерьере четыре столба с разноуровневыми консольными капителями соединены полукруглыми арками. Храм вырезан, по мнению исследователей, довольно грубо. Комплекс Дэбрэ-Сина, Бетэ-Голгота, Бетэ-Селассие состоит из церквей архангела Михаила, она же Гора Синайская (9,6×8,4 м), Голгофы (10,5 х 6,2 м) и часовни Святой Троицы (7×6 м). По мнению К. Лепажа и Ж. Мерсье, это – погребальный комплекс, символизирующий единство Ветхого (Синай) и Нового (Голгофа) Заветов и Святой Троицы. С запада перед главным фасадом комплекса вырезана прямоугольная так называемая «Гробница Адама» (3,5×1,8 м; высота 5,5 м), декорированная окном в форме креста. Она служит проходом к группе церквей с запада. К. Лепаж и Ж. Мерсье предполагают, что её использовали как одну из оборонительных башен. В скале над комплексом по оси «восток-запад» высечен сквозной коридор. С запада он заканчивается помещением напротив церкви Бетэ-Марьям, которое К. Лепаж и Ж. Мерсье определяют как царскую ложу. Другой конец коридора открывается к «Гробнице Адама». Её верхний ярус изначально, как полагают исследователи, соединялся с коридором посредством деревянного мостика. В интерьере Дэбрэ-Сина северная стена декорирована плоскими арочными нишами с крестами в медальонах. Здесь находятся две двери – в алтарной и западной частях, которые являются единственными проходами в церковь Голгофы.

 



 
PR-CY.ru