ЛАЛИБЭЛА, Лалибала - Страница 3

Архитектурный комплекс Лалибэлы включает 11 монолитных церквей, а также ряд гидро-инженерных сооружений (рукотворные русла, плотины и резервуары для сбора и хранения дождевой воды). Исследователи полагают, что здесь также существовала система укреплений. Дэвид Филлипсон предполагает, что комплекс Лалибэли формировался за несколько основных строительных этапов с VII–VIII вв. по начало XIII в. Согласно этой версии, к самому раннему периоду относится создание дворцов, а к завершающему – комплекса Дэбрэ-Сина – церкви Голгофы – часовни Святой Троицы и церкви святого Георгия. Французские учёные К. Лепаж и Жан Мерсье, основываясь на взаимодействии в процессе создания элементов комплекса – церковных зданий, объектов гидро-инженерной системы, подземных туннелей, а также на стилистике декора, говорят о единовременном строительстве комплекса в течение около 12–24 лет в правление царя Лалибалы. Они подчёркивают также отсутствие строгого соответствия библейской топонимии в расположении церквей и их посвящениях. Большинство современных исследователей (Д. Филлипсон, К. Лепаж и Ж. Мерсье) определяют изначально светский характер зданий, которые в настоящее время занимают церкви архангелов Гавриила и Рафаила и святого Меркурия. По мнению К. Лепажа и Ж. Мерсье, храм Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль служил резиденцией митрополита Михаила II (начало XIII в.), а храм Бетэ-Мэркоревос – митрополичьей гостиницей для священнослужителей. Среди северной группы – Бетэ-Мэдхане-Алем (собор Спасителя мира), наиболее крупный храм Лалибэлы (33,7×23,7 м; высота до 11,6 м). Это пятинефная базилика, окружённая внешней колоннадой из 34 прямоугольных в сечении столбов, поддерживающих массивную двухскатную крышу. Верхние стороны крыши покрыты рельефом в виде аркатурного пояса, напоминающего силуэты аксумских стел. Торцы выступающих скатов также декорированы рельефным аркатурным поясом. Во внутреннем пространстве церкви сохранились рельефный плетёный крест в верхней части северо-западной стены наоса и растительные орнаменты. В нескольких окнах видны остатки разноцветных стёкол, орнамента из крестов и восьмиконечных звёзд, что исследователи связывают с влиянием христианского или исламского Египта. Исследователи полагают, что все окна базилики были оформлены таким образом. Д. Бакстон связывал архитектуру церкви с гипотетической реконструкцией Аксумского собора Богоматери Сионской, об архитектуре которого не сохранилось достаточных сведений. Бетэ-Марьям (церковь Пресвятой Богородицы; 13,2×9,3 м; высота свода центрального нефа 7,6 м), трёхнефный храм, который имеет традиционные входы с трёх сторон, обозначенные небольшими портиками. По центральной оси в западной и восточной частях свод поддерживают два квадратных в плане столба. Столб, именуемый «Столп света», обёрнут тканью; по легенде, на нём записана вся история мира. В 1966 г. в ходе реставрации ткань на краткое время была снята, и столб сфотографирован. На нём обнаружили изображения неидентифицированного святого и двуглавого орла, а также арабскую надпись с коптской глоссой и полустерную монограмму на геэзе. Церковь богато украшена: декор на столбах, капителях, арках имитирует геометрические и растительные орнаменты резьбы по дереву, похожие на те, что украшают церкви в Дэбре-Дамо и Зарема-Гийоргис. На арках вырезаны и нарисованы кресты, розетки, шестиконечные звёзды (исламского происхождения), антропоморфное изображение солнца, на архивольтах арок – растительные орнаменты, меандр.

 



 
PR-CY.ru