ЛАЛИБЭЛА, Лалибала

ЛАЛИБЭЛА, Лалибала – город в Эфиопии, в Амхарском регионе, в Северном Уолло, где находится комплекс высеченных из вулканического туфа монолитных христианских церквей, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на высоте 2600 м на склонах горы Абунэ-Йосеф, в 340 км к северу от Аддис-Абебы. Согласно переписи 1994 г., в Лалибэле насчитывалось 8484 жителя, к середине 2000 гг. – около 11 тыс. В настоящее время Лалибэла является крупнейшим туристическим центром в Эфиопии, с которым установлено регулярное авиасообщение. Скальных церквей на Африканском Роге существует больше 200; большая их часть сосредоточена в эфиопской провинции Тигре (Тыграй) и в Эритрее, но среди них нет не только равных храмам Лалибэле, но и близких к ним по размерам и тщательности отделки. Основание этого храмового комплекса и поселения при нём традиция приписывает царю Лалибале. Однако это не подтверждается археологическими данными, в соответствии с которыми поселение возникло и развивалось раньше рубежа XII и XIII вв. Так, крупнейший храм Лалибэлы, посвящённый Спасителю мира и имеющий статус собора, был, скорее всего, как полагают исследователи, возведён до воцарения Лалибалы. Согласно пространному Житию Лалибалы, он, будучи наследником престола, чуть не погиб от отравленного напитка, поднесённого ему старшим братом Харбаем, занимавшим трон. Тогда Господь послал ангелов, которые вознесли Лалибалу на небеса, и показал ему десять церквей, высеченных из одной скалы, повелев построить подобные сооружения на земле. По мнению исследователей, речь шла о Небесном Иерусалиме. При описании же паломничества Лалибалы в земной Иерусалим, во время которого его сопровождал архангел Гавриил, святыни этого города представлены исключительно как свидетельства земной жизни Спасителя, в особенности Его Страстей, без какого-либо намёка на монолитные храмы. Поэтому аналогии со Святым градом, отчётливо проявляющиеся в топонимике Лалибэлы, отсылают к его небесному прототипу. Десять храмов Лалибэлы исследователи делят на две группы, между которыми протекает река Иордан. К северу от неё расположены собор Спасителя мира (Бетэ-Мэдхане-Алем); церкви Пресвятой Богородицы (Бетэ-Марьям); Животворящего Креста (Бетэ-Мэскэль); Дев (Бетэ-Дэнагыль) – во имя семи святых дев, память которых эфиопы чтут 10 хэдара (6 ноября), связывая их мученичество с гонениями императора Юлиана Отступника; церковь архангела Михаила, именуемая также Дэбрэ-Сина (Синайский монастырь); церковь Голгофы, где покоится прах царя Лалибалы; к юго-востоку – церкви Еммануила (Бетэ-Амануэль), святого Меркурия (Бетэ-Мэркоревос), святого Ливания, одного из Девяти преподобных (Бетэ-Абба-Либанос), архангелов Гавриила и Рафаила (Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль). Особняком стоит церковь святого Георгия (Бетэ-Кыддус-Гийоргис). К церкви Голгофы с востока примыкает часовня Святой Троицы, которую традиция не включает в общее число церквей комплекса. Считается, что лишь духовно наиболее чистые верующие могут безопасно в неё войти. Полностью монолитными являются только четыре храма: собор Спасителя мира, церкви Пресвятой Богородицы, Еммануила и святого Георгия. Под церкви Животворящего Креста приспособлен один из природных гротов. Высказывалось предположение, что изначально некоторые из сооружений комплекса имели светский характер.

 



 
PR-CY.ru