ЛЕБНА ДЕНГЕЛЬ - Страница 2

Постоянные раздоры между послом и его заместителем Жоржи д'Абреу доходили до открытых вооружённых столкновений. Духовник и историограф миссии Франсишку Алвариш пытался примирить враждовавшие стороны, но не смог кардинально изменить ситуацию. В отношениях с португальцами, прибывшими ко двору в октябре 1520 г., Лебна Денгель использовал тактику промедления, всеми силами уклоняясь от заключения союза. В апреле 1526 г. посольство отплыло в Индию, не добившись конкретных результатов. Между тем в Адале после убийства султана Мухаммада (1518 г.) наступил период нестабильности. В начале второй половины 1520 гг. реальная власть перешла к имаму Ахмаду Ибрахиму аль-Гази (Граню), взявшему курс на уничтожение христианского царства на Африканском Роге. В 1527 г. эфиопское войско, вторгшееся в Адаль под предводительством зятя Лебны Денгеля Дагальхана, было разгромлено сторонниками имама. 9 марта 1529 г. в решающем сражении при Шембера Куре мусульмане нанесли сокрушительное поражение превосходившим их в несколько раз силам христиан. С начала 1531 г. набеги объявившего джихад имама Ахмада Граня превратились в систематическое завоевание Эфиопского царства: под его натиском Лебна Денгель скитался по стране, тщетно пытаясь организовать сопротивление; за четыре года он потерял вслед за Шоа, Дамотом, Ваджем, Амхарой и Дамбией все южные и центральные области своего государства. Падение Аксума в 1535 г. означало переход под власть мусульман северо-востока Эфиопии. Тогда Лебна Денгель отправил к португальскому королю посольство во главе с Жуаном Бермудишем с просьбой о помощи (вернулось уже после смерти Лебны Денгеля). Лишившись всех войск, Лебна Денгель укрылся в труднодоступных горных районах на севере страны. Его подданные толпами переходили в ислам. Христианству в Эфиопии грозило исчезновение, как в соседней Нубии. В этом отчаянном положении Лебна Денгель проявил твёрдость и ответил решительным отказом имаму Ахмаду Граню, который посватался к его дочери, стремясь стать легитимным преемником христианского царя в соответствии с традициями народов, населявших Африканский Рог. Тогда Ахмад Грань усилил давление на Лебну Денгеля: весной 1539 г. был убит его старший сын и наследник Виктор и взят в плен третий по старшинству сын Мина (Минас), которого собирались женить на дочери имама, но, в конце концов, отправили в качестве почётного пленника к османскому паше в йеменский город Забид. Эти потрясения ускорили кончину Лебны Денгеля. Ему наследовал Галавдевос (Клавдий), второй сын от его единственной жены Сабла Вангель. В эфиопской церковной традиции сложилось двойственное отношение к Лебне Денгелю: с одной стороны, его рассматривали как благочестивого царя, наделённого даром прорицания (ему, в частности, приписывали пророчество о грядущем нашествии племён оромо), с другой – воспринимали мусульманское завоевание Эфиопии как Божью кару за гордыню Лебны Денгеля.



 
PR-CY.ru