ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович - Страница 6

В.К. Липковский работал над мемуарами, которые, очевидно, писал в расчёте на публикацию в эмиграции. В воспоминаниях пытался выгораживать себя, оправдать свои кадровые и организационные ошибки, переложить вину за неудачи в деятельности УАПЦ на своего «куратора» от ГПУ М.Н. Мороза и на ряд «епископов» УАПЦ; некоторых из них В.К. Липковский обвинял в аморальности и безбожии. В мемуарах исследователи видят его приверженность идеям «украинского христианского социализма», «церковного обновления», «церковно-общественного оживления», «церковно-народной соборноправности» и т.д. В.К. Липковский резко критиковал ряд церковных канонов, говоря, что «верным необходимо следовать за Христом, а не за законниками». Он требовал исключения церковнославянского языка из богослужений, называя его «инструментом русификации», выступал за придание церкви «национального характера», даже с использованием некоторых «дохристианских обычаев и традиций украинского народа»; рекомендовал духовенству стричь волосы. Последовательно проявляя враждебность к РПЦ, В.К. Липковский одновременно выступал за сближение с католичеством, чтобы «стирать различия, разделяющие братские церкви», делал заявления, что объединение православных с униатами неизбежно и «послужит благу украинской церкви». 27 октября 1937 г. В.К. Липковский был арестован и 20 ноября того же года приговорён к смертной казни. Вероятной причиной ареста стало посланное священником А. Маевским из Канады в адрес В.К. Липковского приглашение возглавить приходы УАПЦ в Северной Америке, другим поводом могла стать связь В.К. Липковского с Луцким епископом неканоничной Польской автокефальной церкви Поликарпом (Сикорским). В.К. Липковский был расстрелян в Лукьяновской тюрьме в Киеве. Его ркописи были сохранены его приближёнными и в дальнейшем доставлены из Киева во Львов униатскому Галицкому митрополиту Андрею Шептицкому. В 1943 г. митрополит Андрей Шептицкий передал мемуары В.К. Липковскго на Запад, где впоследствии они были опубликованы. В послевоенный период в украинских эмигрантских изданиях были напечатаны следующие работы В.К. Липковского: «Вiдродження Церкви в Украïнi: 1917–1930» (сокращённое изложение его воспоминаний; Торонто, 1959 г.), «Iсторiя Украïнськоï Православной Церкви. Т. 7: Вiдродження Украïнськоï Церкви» (Вiннiпег, 1961 г.), «Проповiдi на недiлi й свята: Слово Христове до украïнського народу» (Чикаго, 1966 г.), «Православна Христова Церква украïнського народу» (Нью-Йорк, 1974 г.), «Листи, 1933–1937» (Лос-Анджелес, 1980 г.). Неопубликованными остались те работы В.К. Липковского, которые имели компилятивный характер и не были особо востребованы сторонниками УАПЦ: «Бесiди з iсторiï Всесвiтньоï Церкви», «Церковний Устав: (наука й самоосвiта украïнського духiвництва)», «Пiдручник Старого й Нового Заповiту». Приписываемые В.К. Липковскому переводы в начале 1920 гг. на украинский язык «Литургии Иоанна Златоуста» и «Часослова», по мнению исследователей, не были выполнены им единолично. С 1920 г. под руководством В.К. Липковского существовала Переводческая комиссия УАПЦ, в которую входили кроме председателя занимавшиеся переводами богослужебных текстов бывшие священники Нестор Шараевский, Федот Хороший, Николай Хомичевский, востоковед и филолог Агатангел Ефимович Крымский, композитор и исследователь пения Кирилл Григорьевич Стеценко. В 1921 г. комиссия издала на украинском языке в Киеве «Литургию святого Иоанна Златоуста» под редакцией В.К. Липковского, которого считают автором перевода. В 1923 г. вышли на украинском языке «Всенощная», Октоих и Минея, перевод которых также приписывается В.К. Липковскому, хотя над ним работала вся комиссия. В 1981 г. В.К. Липковский был канонизирован действовавшей в США «самосвятской» УАПЦ – «Соборноправная митрополита» Григория Огийчука, в 1997 г. прославлен в качестве «священномученика» неканоничной УАПЦ «патриарха» Дмитрия Яремы.



 
PR-CY.ru