ЛЕММ Оскар (Леберехт) Эдуардович - Страница 2

В этом же ряду стоят и публикации фрагментов легенды о Киприане Антиохийском (1899 г.) и ранее неизвестного апокрифического сказания о Дионисии Ареопагите (1900 г.), а также образцовое комментированное издание (1913 г.) фрагментов коптских мученичеств (Феодора Восточного, Гераклида и др.), в котором были использованы не только рукописи из собрания В.С. Голенищева, но и ряд списков из библиотек Европы (Париж, Лондон, Неаполь), частично переписанных О.Э. Леммом in situ, частично изученных по фотографиям, полученным от западных коллег. О.Э. Лемм осуществил единственное на сегодняшний день издание всех принадлежащих одной и той же рукописи фрагментов коптского «Романа об Александре» (1903 г.), для которого использовал фотографии, полученные им из рукописных собраний Парижа, Берлина и Лондона; издание снабжено подробным филологическим и историко-культурным комментарием. В том же году О.Э. Лемм опубликовал текст последнего известного произведения коптской литературы на саидском диалекте – поэмы «Триадон» (XIV в.; создана на уже мёртвом к тому времени языке и поэтому сопровождается арабским переводом), рукопись которой переписал в Неаполе ещё в 1896 г. (второй том с предполагавшимся комментарием и немецким переводом не был издан). В 1906 г. О.Э. Лемм выпустил подборку коптских материалов, касающихся истории христианства в Грузии и её связей с коптским Египтом. Исследователи отмечают, что список осуществлённых О.Э. Леммом изданий коптских текстов далеко не исчерпывается приведённым перечнем. Многие материалы, собранные им во время работы в рукописных собраниях Рима, Неаполя, Парижа, Берлина, остались неопубликованными. Большую значимость для коптологов до настоящего времени сохраняют серии «Kleine koptische Studien» и «Koptische Miszellen», регулярно публиковавшиеся О.Э. Леммом на протяжении полутора десятков лет (1899–1912 и 1907–1915 гг. соответственно) в «Известиях Императорской Академии наук» (в 1972 г. переизданы в ГДР); в них входят большие и малые заметки (общим числом больше 200) по коптской филологии, в которых автор демонстрирует не только глубокое знание коптских текстов, но и широкую эрудированность в отношении самых разных аспектов восточно-христианских культур.



 
PR-CY.ru