ЛАЗАРЬ Олонецкий - Страница 6

Почитание Лазаря прослеживается с XVII в.: этим временем датируются наиболее ранние списки «Повести», где он именуется святым. В первой Пространной редакции Лазарь назван «великим иноком», «первым учителем» «всей Поморской стране». Вместе с тем «Повесть» не является в строгом смысле Житием святого, отсутствуют в ней и посмертные чудеса. В Краткой редакции по Лазарю предписано петь панихиды и служить заупокойные литургии. Имя Лазаря исследователи не встречают ни в царской грамоте монастырю 1650 г., ни в описях 1583, 1628–1629 и 1645 гг., ни во владельческих записях в рукописях из Муромского монастыря XV–XVII вв. В некоторых источниках, в частности, в грамоте 1650 г., упоминается один «преподобный чудотворец Афанасий Муромский» (ср. с заглавием первой и второй Пространных редакций). Как полагал Андрей Петрович Воронов, древний культ Лазаря был постепенно вытеснен почитанием Афанасия Муромского. Косвенным свидетельством почитания Лазаря в XV в. может служить уникальное на Севере посвящение церкви праведному Лазарю в Муромском монастыре (по данным дендрохронологии, она датируется 1460 гг.), но исследователи не исключают, что легенда о Лазаре появилась в результате персонификации этого посвящения. В XIX–XX вв. в святой «двоице» (Лазарь и Афанасий) Лазарю принадлежала роль учителя, а Афанасию – ученика. В списках XVIII в. «Книги, глаголемой описание о российских святых» Лазаря и Афанасия Муромских могли отождествлять с Елеазаром и Назарием Муромскими: «Елеазар и Назарий, игумены Муромского монастыря… а инде их имяны Афонасии и Лазарь». Имена Лазарь, Елеазар и Назарий (последние тоже «родом римлене») являются, по мнению исследователей, вариантами одного имени, появившимися в результате писцовых ошибок. О почитании Лазаря старообрядцами Севера свидетельствуют как наличие поморских списков повести о Муромском монастыре, так и включение его имени в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семёна Денисова (1730 гг.; см. Денисовы). Согласно справке 1800 г., составленной в Новгородской консистории, мощи «издавна почитаемых» Лазаря и Афанасия покоились «поблизости церквей в часовнях под кивотами в земли». В конце XIX в. над Лазаревской церковью, чтобы сохранить её от разрушения, была возведена часовня, своеобразный «футляр», стоявшая над мощами Лазаря рака оказалась внутри неё. Здесь же хранились принадлежавшие, по преданию, Лазарю деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, два блюдца для проскомидии), крашенинная риза и резной подсвечник в виде треножника. 23 июня жители Вытегорского и Пудожского уездов ежегодно совершали торжественное шествие к деревянному «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги под навесом, служили молебен, а на следующий день шли к Лазаревской церкви в священной роще. Паломничества в Муромский монастырь совершались и на Лазареву субботу. Лазарь стал прототипом одного из персонажей поэмы Фёдора Николаевича Глинки «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» (1830 г.) – монаха, переселившегося из Греции в Россию. В 1866 г. по благословению Олонецкого архиепископа Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное соборное празднование 2 октября памяти Обонежских преподобных, в их числе и Лазаря. В «Верный месяцеслов» Лазарь включён как местночтимый святой под 8 марта. В начале XXI в. по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) в Крыму, в урочище Бакла Бахчисарайского района, был основан монастырь (2013 г.), а в Симферополе возведён храм во имя Лазаря (2004 г.).

 



 
PR-CY.ru