ЛАЗАРЬ Олонецкий - Страница 5

В Великий Новгород за антиминсами для освящения церквей Лазарь отправил Афанасия, поскольку сам уже был старым. Согласно Краткой редакции, Лазарь ездил в Новгород, где получил антиминсы от епископа Моисея, а также встречался с сыном умершего к тому времени Ивана Захарьевича Фёдором, который передал ему дарственную грамоту своего отца на остров и вернул 100 гривен. Вскоре Успенская церковь сгорела, и на её месте братия возвела новый храм. О приближающейся кончине Лазаря сообщил Василий Калика, явившийся ему в видении. Перед смертью Лазарь обратился к братии с наставлением, назначил преемником Феодосия и завещал похоронить себя возле Лазаревской церкви, рядом со своим духовным отцом. Дальше повествование продолжается от лица Феодосия. Он рассказывает о погребении Лазаря и сообщает об обстоятельствах, при которых он «предал писанию» предсмертную исповедь (автобиографию) учителя. Заключительная часть «Повести» посвящена истории обретения и погребения на острове Мурма тела египетского митрополита Макария (эта часть вновь излагается от лица Лазаря). По повелению ангела Лазарь долгие годы искал тело святителя, но нашёл его только после явления Пресвятой Богородицы и окончательного забвения «всех страстей плотских». Тело митрополита Макария находилось в гробу в пещере на берегу озера больше 300 лет и охранялось ангелом. Лазарь вместе с ангелом похоронил митрополита Макария, причём святитель, «яко жив», благословил Лазаря своей рукой и принял участие в церемонии своего захоронения. О митрополите Макарии сообщаются в тексте анахронистические данные: он «остави епископию… в лето 6532 (1024)», жил в годы правления Новгородского епископа (впоследствии архиепископа) Нифонта (1131–1156 гг.), а «преставися в лето 6552 (1044)». Описание внешности митрополита Макария («велик возрастом, брада до колену, лице и персты долги, власы русы с сединою») соответствует иконописному облику преподобного Макария Великого. Дата смерти и возраст Лазаря указаны только в Краткой редакции, однако они также совершенно, по мнению исследователей, анахронистичны: святой умер в «6699 (1191) месеца марта в 8 день», прожив 105 лет. Епископ Амвросий (Орнатский), или другой вероятный автор «Истории российской иерархии» – митрополит Евгений (Болховитинов) предложил исправить это чтение на 6899 (1391) г. Эта дата является сейчас общепринятой, хотя в источниках она отсутствует. Согласно первой Пространной редакции, Лазарь прожил в пустыни «неисходно» 42 года, а в полном одиночестве – 80 лет.

 



 
PR-CY.ru