ЛАЗАРЬ Олонецкий - Страница 2

Исследователям известны и более поздние переработки «Повести», вошедшие в Четьи Минеи Псковского епископа Гермогена (Добронравина; Российская национальная библиотека, конец XIX в.), в «Олонецкий патерик» архимандрита Никоима (Кононова) и другие агиографические сочинения. По мнению Н.Н. Литвиновой (Барминской) и Татьяны Владимировны Крыловой, изучавших рукописную традицию «Повести», первоначальную основу произведения составила подлинная автобиография Лазаря, записанная в конце XIV в. им самим или его учеником Феодосием. На основе языковых данных самой ранней редакцией Т.В. Крылова считает первую Пространную, которую относит к концу XV – началу XVI вв.: здесь более последовательно сохраняются языковые черты второго южнославянского влияния. Вторую Пространную редакцию, с более подробным рассказом о новгородском периоде в жизни Лазаря, исследовательница датирует серединой XVI в. Краткую редакцию Н.Н. Литвинова и Т.В. Крылова считают самой поздней (около середины XVII в.). Поскольку именно в Краткую редакцию была впервые включена грамота новгородского посадника Ивана Захарьевича (Фомина), данная Лазарю на владение островом Мурма (Мучь) и прилегающими землями, создание этой редакции могло быть связано, по мнению исследователей, с земельной политикой Муромского монастыря. Эта проблема становится актуальной для обители с 1539 г., когда Муромский монастырь проиграл земельную тяжбу Корнилиеву Палеостровскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю. Грамота Ивана Захарьевича датирована в Краткой редакции 1182 г., что исследователи считают анахронизмом, не соответствующим основному историческому фону повести. Согласно выводам Сигизмунда Натановича Валка, содержание этой грамоты не соответствует нормам древнерусского частного права и является подделкой второй половины XVII в. Согласно Александру Евгеньевичу Мусину, грамота представляет собой не фальсификат, а подлинный акт 1450 гг. Повесть о Лазаре была использована в XVIII в. в Выговском старообрядческом общежительстве при составлении объёмной компиляции «Взыскания нужднейшия и к ведению всякому рачителю книжному весьма предлежащая: от Святых Писаний Ветхаго же и Новаго Завета и от святых благоглаголивых отец и из церковных чиноправлений и обрядов засвидетельствуемая, которая зде чиновно предлагаются и главизнам определяются» (Российская государственная библиотека, Исторический музей (указаны дата составления этого сочинения – 1742 г. и автор – Мануил Петров); Исторический музей). Сочинение состоит из 12 «взысканий», которые делятся на главы. Во второй главе седьмого «взыскания» автор приводит из древнерусских Житий примеры исцелений «царей ордынских [или татарских] махометанскаго гнуснаго суеверия» по молитвам русских святых. В число этих чудес включена и выписка из Краткой редакции повести об исцелении Лазарем слепого сына старейшины лопарей.

 



 
PR-CY.ru