ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ – епископ Переяславский (Переяславля Южного; 1105–1117 гг.). Согласно «Повести временных лет…», Лазарь в 1072 г. был настоятелем церкви во имя святых князей Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) в Вышгороде под Киевом, в которую были перенесены мощи этих святых в присутствии русских князей и епископата. В «Сказании чюдес святою страстотьрпцю Христову Романа и Давида», в Чуде 5 – «о жене сухоруце», говорится, что он был «старейшина клириком церкви тоя» (вышгородской), упоминается его сын. В 1188 г. Лазарь был игуменом киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря, связанного с семейством Киевского князя Всеволода (Андрея) Ярославича. В этом году в обители Киевским  митрополитом Иоанном II был освящён новый собор. В 1093 г., вероятнее всего, как полагают исследователи, именно в Выдубицком монастыре, состоялся княжеский съезд с участием великого князя Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» – «Полное собрание русских летописей», том 1). Поставлен на кафедру Переяславля Южного 12 ноября 1105 г. митрополитом Никифором I. В Переяславле в то время княжил Владимир Мономах (1094–1113 гг.), и у исследователей есть все основания полагать, что именно он избрал на Переяславское епископство игумена своего родового монастыря (исследователи находят показательным, что следующим Переяславским епископом в 1118 г. стал преемник Лазаря на игуменстве в Выдубицком монастыре известный летописец Сильвестр). 1–2 мая 1115 г. Лазарь в составе церковного Собора во главе с митрополитом Никифором I участвовал в освящении новой каменной церкви святых Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесении в неё мощей святых страстотерпцев, организованном князьями Владимиром Мономахом, Давидом Святославичем и Олегом (Михаилом) Святославичем. Высказывалось предположение о принадлежности Лазарю печати с изображением святых Лазаря и Василия Кесарийского, однако впоследствии оно было отклонено в связи с новыми сфрагистическими находками. Николай Николаевич Воронин выдвинул гипотезу о том, что Лазарь был автором анонимного «Сказания о святых Борисе и Глебе» и «Сказания о чудесах» этих святых и работал по заказу князя Владимира Мономаха после освящения новой церкви в Вышгороде в 1115–1117 гг. Однако данная точка зрения, согласно которой оба памятника были созданы одним автором как единое произведение, не получила широкой поддержки.

 
PR-CY.ru