ЛАБАДИ Жан

ЛАБАДИ Жан (1610–1674 гг.) – французский религиозный писатель и мистик, основоположник сеты лабадистов, предтеча пиетизма, известный деятель Реформации. Воспитанник иезуитской школы в Бордо, в Орден иезуитов вступил в 1625 г. Получил философско-теологическое образование, в 1635 г. принял сан священника, но был недоволен схоластическим методом преподавания и малорелигиозной жизнью иезуитов. В 1639 г. обратился к руководству Ордена с просьбой освободить его от монашеских обетов по причине болезни, а в действительности – из-за внутреннего убеждения необходимости возглавить движение по реформированию церкви. Скоро вышел из Ордена и в течение нескольких лет вёл жизнь странствующего проповедника. В 1643 г. в Париже установил контакты с янсенистами и принял их взгляды. Служа с 1644 г. при храме Святого Николая города Оменса в должности каноника, организовал группу приверженцев, которая занималась библейскими исследователями. За совершение таинства под двум видами (хлебом и вином) был отправлен в ссылку в отдалённый приход, подозревался в неортодоксальных взглядах и приверженности квиетизму. В 1650 г. объявил себя протестантом (кальвинистом); был пастором, профессором и ректором монтабанской академии, пока не был вынужден бежать в Женеву (1659 г.). Обвинённый в хилиазме, переселился в Миддельбург, но через несколько лет и здесь был отрешён от должности. Тогда образовал независимую от протестантских учреждений церковь, которая привлекла многих последователей, особенно в Амстердаме; магистрат этого города отнёсся к индепендентам неблагосклонно, и Жан Лабади вместе со своими приверженцами, нашёл убежище у пфальцграфини Елизаветы в Германии. В 1672 г. Жан Лабади переселился в Альтону, где вступил в общение с лютеранами. Жан Лабади не создал особого учения; он только порицал изменчивость доктрин протестантства и неустройство современных ему протестантских общин. Его особенно уважал основатель пиетизма Филипп-Яков Шпенер, который заимствовал от него отчасти идеи своих collegia pietatis и pia desideria. Исследователи отмечают, что из сочинений Жана Лабади особенно популярными были «Manuel de piété», «Le Herold du grand roi Jésus», «L’exercice prophetique», «Véritable exorcisme». Последователи Жан Лабади, названные лабадистами, после его смерти нашли приют в замке Вальта, близ Леенвардена, где, в числе до 500 человек, практиковали общение имуществ; но в начале XVIII в. эта община распалась. Влияние лабадизма долго чувствовалось ещё после того в Голландии и в рейнских провинциях.

 
PR-CY.ru