ЛОПУХИН Александр Павлович

ЛОПУХИН Александр Павлович (1852–1904 гг.) – православный богослов, библеист, историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. А.П. Лопухин родился в семье священника Саратовской губернии. В 1866 г. окончил Камышинское духовное училище, в 1874 г. – Саратовскую духовную семинарию по первому разряду, поступил на казённое содержание на церковно-историческое отделение Санкт-Петербургской духовной академии, но в феврале 1876 г. отказался от казённой стипендии в пользу более бедных однокурсников. По свидетельству его друзей, А.П. Лопухин обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью и добрым, отзывчивым сердцем», а также невероятной энергией и работоспособностью. На третьем курсе А.П. Лопухин написал кандидатское сочинение «О гражданских законах Моисея», удостоившееся похвальной оценки профессора библейской истории Фёдора Герасимовича Елеонского, и получил за это сочинение денежную премию (неполностью работа была опубликована в журнале «Христианское чтение»). Ещё во время учебы А.П. Лопухин начал сотрудничать в академических журналах «Христианское чтение» и «Церковный вестник», не только занимаясь корректорской работой, но и публикуя свои научно-публицистические и литературно-критические статьи (больше сотни), включая крупный труд о ветхозаветных пророках. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1878 г. с учёной степенью кандидата богословия, в которой был утверждён митрополитом Исидором (Никольским) 2 июня 1878 г., и с правом защищать магистерскую диссертацию без дополнительного экзамена. Как знаток английского языка, он был назначен 7 июня 1879 г. псаломщиком в русскую православную миссионерскую церковь в Нью-Йорке. А.П. Лопухин не только участвовал в издании англоязычного журнала «The Oriental Church Magazine» («Журнал Восточно-Православной Церкви»), посвящённого преимущественно русской церковной жизни, но и вёл подробные заметки, впоследствии ставшие основой комплекса статей, путевых очерков и публичных лекций. А.П. Лопухин старался познакомить русских читателей с особенностями американской религиозной жизни и духовным опытом американского народа. По его мнению, Америка – «классическая страна сектантства», её пример показывает, «к каким результатам может повести господство личного разума в духовно-религиозной жизни, при отсутствии прочных церковных начал». Невмешательство государства в религию он трактовал как одну из форм рационального взаимодействия с церковью, построенную на признании её независимости.

 



 
PR-CY.ru