ЛУКИЯ - Страница 5

Древнейшие из сцен мученичества Лукии исследователи встречают в рукописях, по традиции они предваряют текст Жития. Мучители пытаются сдвинуть святую при помощи вьючных животных, которых погоняет копьём погонщик, толпа наблюдает за тем, как воин тянет верёвку, стягивающую руки святой, при этом Лукия смотрит в небо. В крупный инициал-буквицу вписана сцена, в которой палач пронзает мечом шею Лукии, руки её подняты перед грудью в жесте оранты (Штутгартский пассионал, ныне в библиотеке земли Вюртемберг в Штутгарте, около 1120 – 1125 гг.). Мученица облачена в длинное платье с широкими рукавами, на голове – накидка, одежды её не расцвечены. Житийные циклы Лукии были популярными в живописи и прикладном искусстве, в разных техниках они нашли воплощение у разных мастеров: миниатюра Бревиария герцога Бедфорда в Национальной библиотеке Франции (1424–1435 гг.), фресковый цикл из четырёх сцен в оратории Сан-Джорджо в Падуе работы Альтикьеро да Дзевио (1379–1384 гг.), на майоликовой вазе из Урбино (1580–1590 гг., Государственный Эрмитаж). Циклы мученичества Лукии из трёх и более сцен воспроизводились на алтарях или алтарных картинах – на алтаре из Якобскирхе в Брюгге (1480 г., «мастер Жития Лючии»); на картине неизвестного мастера (между 1505 и 1510 гг., Рейксмузеум, Амстердам, приписывалась Гертгену тот Синт Янсу). Почитание Лукии на месте её мученичества оказало влияние на работы мастеров Нового времени: полотно со сценой погребения Лукии работы Микеланджело ди Караваджо решено как трагическая сцена, в которой светом выделено лишь тело мученицы (1608 г., написано для церкви Санта-Лучия-фуори-ле-Мури, ныне в собрании Национального музея средневекового и современного искусства в Палаццо-Белломо, Сиракузы, экспонируется в церкви Санта-Лучия-алла-Бадия). С частицей мощей или патрональной тематикой связаны позднейшие изображения святой. Житие Лукии стало темой украшения посвящённого ей парекклисиона (1935 г.) – домовой церкви А. Заимиса в Рио близ Патр. Автор росписи, выполненной в стиле афонских фресок, – художник Фотис Кондоглу. Цикл включает четыре сцены, иллюстрирующие основные эпизоды Жития: Лукия перед правителем; волы пытаются сдвинуть Лукию с места; Лукия в костре; усекновение главы Лукии. В первых сценах Лукия представлена в богатых одеждах: в лиловом платье с короткими рукавами, в белой головной накидке, с перекинутым через левую руку светло-зелёным шарфом. В первой сцене Лукия перед правителем, мученица указывает правой рукой на него, подтверждая своё исповедание. В сценах испытаний и казни она предстаёт без дорогих облачений, мастер изобразил её с длинной косой, её руки молитвенно подняты. В сцене усекновения главы святая оглядывается на палача. В Покрово-Тервеничском женском монастыре хранятся две иконы, обе – современные работы в академическом стиле живописи XIX – начала XX вв. На иконе в Покровском соборе монастыря (в киоте на северном столпе) Лукия изображена вместе со святой девой Урсулой Кёльнской; икона Лукии с частицей её мощей была подарена монастырю в 2008 г. На обеих иконах Лукия изображена по западному образцу – с пальмовой ветвью. Голова святой непокрыта, она в белом платье, в розовом плаще с жёлтым подбоем (по мнению исследователей, на цвет верхней одежды Лукии повлияли одежды на её реликварии в венецианской церкви пророка Иеремии).



 
PR-CY.ru