ЛИХУДЫ - Страница 4

В прениях были затронуты различные догматические вопросы, о которых исследователи могут судить по содержанию «Мечца духовного...», построенного в виде 21 «разглагольствования» Лихудов с Теофилом Руткой. В ряде списков часть диалогов пропущена. Три диалога посвящены вопросу пресуществления Святых Даров, два (19 и 20) из них, по мнению Михаила Николаевича Сменцовского, должны были служить «дополнением и разъяснением» к первому трактату Лихудов «Акос...». В сочинении рассматриваются и другие вопросы: о чистилище, о безбрачии священников, об исхождении Святого Духа. В большинстве случаев Лихуды разбирают католическое учение, доказывая преимущество и верность догм православия. Восьмой диалог («О новом календаре») распространялся не только как часть «Мечца...», но и как самостоятельное сочинение в составе другого сборника (Библиотеки Академии Наук). По мнению М.Н. Сменцовского, «Мечец духовный...» «как по богатству материала, так и по обстоятельному раскрытию предмета» превосходил все предшествовавшие и современные «полемические опыты, написанные в опровержение латинства». Сразу после перевода на славянский язык сочинение распространялось и бытовало под двумя названиями: «Диалоги грека учителя с иезуитом о разностях между Церковию Восточною и Римским костелом» (Исторический музей) и «Мечец духовный словеснейших и мудрейших иеромонахов же учителей Иоанникия и Софрония самобратий Лихудиевых от преславнаго острова Кефалонии к защищению святыя Христовы Восточные Церкве на прекословия и упорства Западныя Церкве, издавшийся в Москве» (Российский государственный архив древних актов). Название «Диалоги..» использовалось преимущественно в списках XVII в. параллельно с названием «Мечец духовный…», в XVIII в. сочинение бытовало под последним названием. Исследователи отмечают, что списки трактата отличаются по своему составу: кроме указанных диалогов в памятник включены также две грамоты – рекомендательная грамота Лихудам от восточных патриархов и послание Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары Лихудам. В обеих грамотах подчёркиваются авторитет, учёность и верность православию Лихудов, тем самым удостоверяется догматическая верность их позиции по всем вопросам, изложенным в диалогах. В некоторые списки включена также так называемая автобиографическая справка. Элементы памятника не имеют строгой последовательности, расположение их варьируется. Большое число сохранившихся славянских списков трактата свидетельствует о широком использовании и распространении памятника в конце XVII – первой половине XVIII вв. В списках исследователям известны проповеди и похвальные слова Лихудов: «Похвала Алексея, человека Божия, обрученную свою оставившаго», «Поучение в пятую неделю Великаго поста о предопределении, произнесённое в 1701 г. в московском Успенском соборе за три приёма», «Слово о Софии, Премудрости Божией» (Новгород, 1708 г.), «Похвальное слово преподобному Варлааму Хутынскому» (Новгород); панегирики Петру I: «Триумф царя Петра Алексеевича под Азовом 1697 г.», «Похвальное слово царю Петру Алексеевичу по возвращении его из Голландии в 1698 г.», «Плач святыя Восточныя Церкви», «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа, еже сотворися вхождением его пресветлейшаго величества… преславна суща победителя шведов и внутренних своих врагов. Произнесено в 1709 г.» (по поводу Полтавской победы); «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною» (в связи с заключением Ништадтского мирного договора со Швецией в 1721 г.).



 
PR-CY.ru