ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ - Страница 5

В 1295–1847 гг. латинский Иерусалимский патриархат был номинальным, а титулярные латинские патриархи Иерусалима проживали в Риме; в 1374 г. патриаршей базиликой стала церковь Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Попечение о святых местах в Палестине было поручено Ордену францисканцев, деятельность которого была разрешена египетскими султанами. В 1342 г. папа Климент VI (1342–1352 гг.) буллами «Gratias agimus» и «Nuper carissimae» объявил о создании кустодии Святой земли. Кустодия являлась провинцией Ордена францисканцев, а еёё глава, юрисдикция которого распространялась на весь Ближний Восток, был наделён полномочиями апостольского делегата и викария. Латинский Иерусалимский патриархат был восстановлен буллой «Nulla celebrior» папы Римского Пия IX (1846–1878 гг.) от 23 июля 1847 г. в результате дипломатических контактов между Османской империей, контролировавшей Иерусалим, и Францией. Патриархом стал Джузеппе Валерга (1847–1872 гг.), основавший 12 приходов и семинарию в Бейт-Джале; в северо-западной части Старого города был построен сокафедральный собор Пресвятого Имени Иисусова в неоготическом стиле. В настоящее время латинскому патриарху Иерусалима подчиняются приходы латинского обряда на территории Израиля, Палестинской автономии, Иордании и Кипра. В Назарете расположена резиденция территориального викария, который окормляет общину арабов-католиков; общиной евреев-католиков управляет персональный викарий. Резиденции других викариев находятся в Аммане (викариат Иордании) и Никосии (викариат Кипра). В 2008 г., после ухода в отставку первого латинского Иерусалимского патриарха арабского происхождения Мишеля Саббаха (1987–2008 гг.), его преемником стал Фуад Туаль. В 2012 г. в латинском Иерусалимском патриархате насчитывалось 66 приходов; общее число верующих – 161 тыс. человек. Латинский патриархат Антиохии (лат. Patriarchatus Antiochenus Latinorum) был создан после взятия Антиохии войсками Боэмунда Тарентского (1098 г.; см. также ст Антиохийское княжество). Первоначально крестоносцы признавали власть православного Антиохийского патриарха Иоанна IV Оксита как над греками, так и над латинянами, однако его положение было шатким: большое влияние имел епископ Альбары Петр Нарбонский; кроме того, многие католические епископы были рукоположены латинским патриархом Иерусалима. После обострения отношений с Византией в 1100 г. патриарх Иоанн покинул Антиохию, на его место был избран Бернард из Валанса, епископ Артахский (ум. в 1135 г.). Он сместил большинство местных епископов, создал новую структуру Антиохийского патриархата; количество диоцезов сократилось при увеличении их территорий; впоследствии были учреждены новые епископства – в начале XII в. их насчитывалось пять, к 1130 гг. – около 14. Так, около 1099 г. возникло латинское архиепископство Эдесса. В 1108 г. по Девольскому договору между антиохийским князем Боэмундом I Тарентским и византийским императором Алексеем I Комнином формально была восстановлена власть православного патриарха Антиохии, хотя реальных последствий это соглашение не имело. По мере завоеваний обострялись споры между Латинскими патриархатами Иерусалима и Антиохии о подчинении новых диоцезов, напрямую связанные с политическими разногласиями крестоносцев.

 



 
PR-CY.ru