ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, пятый - Страница 5

На восьмой сессии, открывшейся 19 декабря 1513 г., было прочитано письмо французского монарха, в котором говорилось, что он отрекается от Пизанского собора, переместившегося к тому времени в Лион, и обещает распустить его в течение месяца. На этой же сессии был принят вероучительный декрет «Apostolici regiminis sollicitudo», направленный против утверждений о том, что все люди обладают общей душой, и о смертности разумной души, присущей индивиду, а также о возможности сосуществования двух различных истин, которые познаются с помощью философии и веры. Подобное учение, считавшееся проявлением аверроизма, проповедовал профессор Падуанского университета Пьеро Помпонацци, который, впрочем, издал своё сочинение «Tractatus de immortalitate animae» («Трактат о бессмертии души») только в 1516 г.; его труды подвергались критике со стороны католической церкви, но преследований ему удалось избежать. Декрет запрещал священнослужителям после университетского курса грамматики и диалектики больше пяти лет заниматься изучением философии и поэзии, не посвящая себя одновременно богословию или каноническому праву, чтобы «излечить и очистить себя от вредного влияния поэзии и философии» («infectas philosophiae et poesiae radices»). На этой же сессии были утверждены документы об установлении мира между христианскими государями, о приглашении на Собор представителей секты чешских братьев, а также об искоренении злоупотреблений со стороны чиновников Римской курии. Рассматривались жалобы на вмешательство парламента Прованса в распределение церковных бенефициев; представителям парламента надлежало явиться на Собор. На девятой сессии (5 мая 1514 г.) был поднят вопрос о неявке французских епископов для обсуждения отмены Буржской Прагматической санкции. Представитель короля Франции гуманист Клод де Сейсель, епископ Марселя, ознакомил Собор с документом, согласно которому пять французских епископов (участников Пизанского Собора) прибыли в область Дофине, но не смогли получить охранные грамоты от правителя Милана Массимилиано Сфорцы и правителя Генуи Оттавиано Фрегозо. Не имея возможности приехать в Рим, епископы составили акт о своём отречении от решений «раскольнического» Пизанского собора и о подчинении законному пятому Латеранскому собору. Папа освободил их от церковных наказаний и распорядился, чтобы все направлявшиеся на пятый Латеранский собор в Рим получили право свободного проезда. Следующим был утверждён декрет о преобразованиях в Римской курии и других реформах. Документ содержал требования к клирикам, избираемым на вакантные епископские кафедры и должности в монастырях; таковыми могли быть проверенные люди, «верные изучению наук» («litterarum»); аббатом мог стать мужчина не моложе 22 лет, епископом – не моложе 30 лет. Эти назначения запрещалось совершать по чьёму-либо настоянию или поручению («per commendam»). Запрещалось лишать прелатов должности без предварительного расследования и без предоставления им возможности защититься от обвинений.

 



 
PR-CY.ru