ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, второй - Страница 3

Важное место в решениях второго Латеранского собора занимали разные аспекты отношений католической церкви со светскими властями. Под угрозой отлучения от церкви запрещалось разграбление имущества умерших священнослужителей (канон 5). Миряне не имели права получать церковную десятину; владеющие на правах патроната частными церквами должны были передать их епископам под угрозой церковного отлучения; держателям бенефициев запрещалось назначать вместо себя заместителей (викариев), т.к. каждый храм должен был иметь своего священника (канон 10); миряне не могли назначать на церковные должности или распоряжаться имуществом церкви (канон 25). Особому осуждению подвергались миряне, которые принесли мнимое покаяние, но не прекратили грешить (канон 22). Второй Латеранский собор принял ряд важных решений, касающихся противодействия насилию и произволу, в духе движения «Божий мир». Подтверждался запрет на боевые действия на Рождество (от начала Адвента до октавы праздника Богоявления, 13 января), на Пасху (от начала Великого поста до Антипасхи) и в течение года с заката среды до восхода понедельника (канон 12). Подчёркивалась неприкосновенность всех священнослужителей, а также паломников, купцов и крестьян (канон 11). Любой человек, поднявший руку на священнослужителя, подлежал немедленному отлучению от церкви, которое мог снять только папа Римский (канон 15). Осуждались рыцарские турниры (канон 14), запрещалось использование луков и арбалетов против христиан (канон 29). Особым каноном осуждались поджигатели; им предписывалось покаяние в виде участия в течение года в Крестовом походе в Иерусалим или Испанию (канон 18); наказывать поджигателей могли представители светской власти после консультации с архиереями (канон 20). Нераскаявшиеся поджигатели, как и погибшие на турнирах, не имели права на христианское погребение. Если епископ нарушал это постановление, то его на год отстраняли от кафедры. Осуждались ростовщики: они не только подлежали поражению в правах, но и в случае отказа от покаяния не имели права на христианское погребение (канон 13). Рассматривался на втором Латеранском соборе и вопрос борьбы с ересью. Каноном 23 как еретики осуждались все те, кто отрицали евхаристию, таинства крещения, священства, брака и др. На светские власти возлагалась обязанность наказывать еретиков и всех, кто их поддерживали. Этот канон дословно повторял постановление Тулузского собора (1119 г.), направленное против проповедника Петра из Брюи и его сторонников (так называемые петробрусиане; см. ст. Катары). На втором Латеранском соборе осуждению подверглось учение Арнольда Брешианского, критиковавшего богатство католического духовенства. По ходатайству Манфреда, епископа Брешии (1132–1153 гг.), Арнольд Брешианский был осуждён на изгнание из Италии. Заключительный, 30-й канон объявлял недействительными все рукоположения, совершённые Пьетро Пьерлеони (антипапой Анаклетом II) и другими «схизматиками и еретиками». По сообщению Фалькона, на Соборе папа Иннокентий II объявил об отлучении от церкви короля Сицилии Рожера II (1130–1154 гг.), поддерживавшего Анаклета II, и всех его сторонников. Согласно хронике аббатства Мориньи, в речи на открытии второго Латеранского собора Иннокентий II выдвинул обвинения против кардиналов – бывших сторонников Анаклета II (с которыми папа раньше примирился и вступил в общение) и публично лишил их знаков достоинства: посохов, паллиев и перстней. Однако исследователи считают более вероятным, что это могло иметь место лишь в конце работы Собора, 12 апреля. Иннокентий II раньше обещал сохранить за примирившимися с ним сторонниками Анаклета II все их должности и имущество, что вызвало возмущение католического святого Бернарда Клервоского, сыгравшего важную роль в прекращении схизмы. Уже после Собора он в послании Иннокентию II в резкой форме осудил его действия.

 



 
PR-CY.ru