ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, третий - Страница 6

Наиболее подробно обстоятельства дела описал Вальтер Сен-Викторский в трактате «Против четырёх французских лабиринтов». Позднее четвёртый Латеранский собор (1215 г.) одобрил учение Петра Ломбардского. Постановления третьего Латеранского собора оказали заметное влияние на развитие канонического права Римско-католической церкви; они нашли отражение в решениях ряда провинциальных Соборов: в Руане (1190 г.), Монпелье (1195 г.), Вестминстере (1200 г.) и в соборных постановлениях, принятых под влиянием таких епископов-реформаторов, как Эд де Сюлли, епископ Парижский (1197–1208 гг.), и Стефан Лангтон, архиепископ Кентерберийский (1207–1228 гг.), а также продвигались папскими легатами Робером де Курсоном: Соборы в Париже (1213 г.), Руане (февраль 1214 г.), Бордо (июнь 1214 г.) и Петром Беневентским: Собор в Монпелье (январь 1215 г.). Большая часть канонов третьего Латеранского собора была утверждена на четвёртом Латеранском соборе. Но основным каналом рецепции декретов третьего Латеранского собора стали многочисленные компендиумы по каноническому праву, создававшиеся в конце XII в. Исследователи насчитывают больше 20 подобных сборников, в которые полностью вошли каноны третьего Латеранского собора. Особое место среди них занимает, по мнению исследователей, созданный в Англии «Appendix Concilii Lateranensis», сыгравший важную роль в развитии декретального права. Все каноны третьего Латеранского собора полностью либо частично вошли в состав «Compilatio prima» Бернарда Павийского (1190/1191 г.), а затем «Декреталий Григория IX» (1234 г.) и оставались частью действующего права Римско-католической церкви до издания «Codex juris canonici» (1917 г.). Текст канонов третьего Латеранского собора был включён в некоторые исторические сочинения: «Деяния короля Генриха I» и «Хронику» Роджера из Ховедена, «Хронику» Гервасия Кентерберийского, «Английскую историю» Вильгельма Ньюбургского. Соборные постановления нашли отражение в сочинениях богословов конца XII – начала XIII в.: Петра Кантора, Алана Лилльского, Петра из Пуатье и др. Исследователи полагают, что уже современники рассматривали третий Латеранский собор как собрание, превосходящее по своему масштабу и значению предшествующие Соборы XI–XII вв. В источниках XIII в. он назывался «первым Латеранским Собором», а «вторым Латеранским Собором» считался Собор 1215 г. (по современной нумерации – четвёртый Латеранский собор). Однако особый статус третьего Латеранского собора (как и ряду других Соборов католической церкви XII–XIII вв.) католические богословы и канонисты стали приписывать лишь в раннее Новое время. Как вселенский Собор католической церкви рассматривали третий Латеранский собор католический святой Антонино Пьероцци, архиепископ Флоренции (ум. в 1459 г.), в сочинении «Сумма теологии» (издано в 1477 г.) и кардинал Доменико Джакобацци (ум. в 1528 г.) в «Трактате о Соборе» (издано в 1538 г.). Во второй половине XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского собора (1545–1563 гг.) и его решений широкое распространение получила практика составления ретроспективных перечней Соборов. Французский эрудит Арно де Понтак, еп. Базаса (ум. в 1605 г.), в составленном им списке Соборов в сочинении «Хронография» (Париж, 1567 г.) впервые обозначил третий Латеранский собор как XI вселенский Собор католической церкви. В 1595 г. в Риме была образована Конгрегация по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium), силами которой в 1608–1612 гг. было опубликовано собрание материалов Соборов (в том числе и третьего Латеранского собора), признаваемых вселенскими Соборами Римско-католической церкви (так называемое Editio Romana).



 
PR-CY.ru