ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, третий - Страница 5

Христианам запрещалось поступать в услужение к евреям или мусульманам; уточнялось, что свидетельство христиан на суде должно быть всегда весомее свидетельства иудея. Однако евреям, принявшим христианство, гарантировалась сохранность имущества, а светским властям надлежало обеспечить соблюдение их наследственных прав в еврейских общинах (канон 26). Заключительный, 27-й канон Собора направлен против южнофранцузских еретиков: катаров, патаренов, публиканов и др. Еретики и их защитники подлежали анафеме. Собор обратился с призывом к светским властям заняться искоренением ереси; всем участникам войны против еретиков, как и крестоносцам, было обещано покровительство церкви. Также осуждались наёмные солдаты и разбойники, разорявшие церкви и монастыри и причинявшие урон мирным жителям. Это решение третьего Латеранского собора стало первым известным исследователям примером объявления Крестового похода против внутренних, а не внешних врагов. Все рукоположения и назначения, совершённые антипапами Виктором IV (V), Пасхалием III и Каллистом III, объявлялись недействительными (канон 2). Однако папа Александр III не стал применять к схизматикам столь же суровые меры, как это сделал Иннокентий II на втором Латеранском соборе применительно к лицам, рукоположённым антипапой Анаклетом II. Немецкие епископы, покаявшись и присягнув Александру III, сохранили свои кафедры. Все архиепископы получили паллии, за исключением Бертольда Бременского (1178–1179 гг.), который, как выяснилось, не был рукоположён в сан пресвитера (его отстранили от должности). Как сообщает Вальтер Мап, на Собор прибыли представители вальденсов, которые надеялись получить у папы Римского одобрение и поддержку своей проповеднической деятельности. Папа Александр III не осудил их как еретиков, но по причине их невежества в богословских вопросах поставил их общины под контроль местных церковных властей. Как и другие католические Соборы XI–XII вв., третий Латеранский собор стал местом рассмотрения ряда церковных тяжб, хотя в большинстве случаев исследователям неясно, где именно проходили слушания: на общем заседании Собора или в Римской курии. Важным событием стало рассмотрение на третьем Латеранском соборе христологического учения парижского богослова Петра Ломбардского (ум. в 1160 г.), утверждавшего вслед за Гильбертом Порретанским и Петром Абеляром, что человеческая природа Христа была всего лишь «одеянием» («habitus»), в которое облеклось Слово. Это утверждение его критики объявили нигилианизмом – учением о том, что Иисус Христос по Своей человеческой природе был «ничто», а Его сущностное бытие заключало в себе только Божественность. Учение Петра Ломбардского рассматривалось ещё на Турском соборе (1163 г.), который не вынес определённого суждения по этому поводу. Ещё в 1170 г. папа Римский Александр III критиковал Петра Ломбардского в письме Вильгельму Шампанскому, архиепископу Санса (1169–1176 гг., с 1176 г. – архиепископ Реймса), а перед третьим Латеранскимо собором поручил богослову Иоанну Корнуоллскому (ум. около 1198 г.), бывшему ученику Петра Ломбардского, изучить этот вопрос. Иоанн Корнуоллский, изложивший аргументы против Петра Ломбардского в трактате «Евлогий», рекомендовал Собору осудить его учение. Папа Александр III поддержал это решение, однако присутствовавший на Соборе другой ученик Петра Ломбардского, Адам, епископ Сент-Асафа (1175–1181 гг.), убедил нескольких епископов и кардиналов выступить с ходатайством в защиту Петра Ломбардского; в итоге формальное осуждение не состоялось.

 



 
PR-CY.ru