ЛАВРЕНТИЙ, Проскура Лука Евсеевич - Страница 3

В 2005 г. во имя Лаврентия был освящён храм в селе Новополье Криворожского района Днепропетровской области Украины. 3 февраля 2016 г. решением архиерейского собора Русской православной церкви Лаврентий был канонизирован для общецерковного почитания. Основой для иконных изображений Лаврентия послужили немногие фотографии святого (главным образом, конце 1940 гг.), на которых он представлен в преклонном возрасте. Образ старца в иконописи сформировался под влиянием людей, лично общавшихся с ним. Так, некоторые иконы Лаврентия написаны духовными чадами святого. По сохранившимся воспоминаниям, «внешность батюшки была благообразная, источающая благодать, почивающую на нём. Волосы рано поседели и были белы как снег, глаза голубые. Роста он был среднего». В иконографии Лаврентия отражены особенности его монашеского служения. В настоящее время исследователи выделяют иконы нескольких изводов. В 1993 г. к прославлению Лаврентия черниговским художником-иконописцем протоиереем Анатолием Товстогоном была создана первая икона святого. Художник в живописной манере изобразил Лаврентия фронтально по пояс, но не в привычных для его фотографий клобуке и мантии, а в облачении схимника (с куколем на голове), поскольку после кончины старца открылся его тайный постриг в великий ангельский образ. Необычным исследователи считают сложение рук Лаврентия. Оно близко к традиционной иконографии преподобных, но при этом отражает послушание регента, которое нёс святой: правая рука поднята на уровне плеча, раскрытая ладонь слегка развёрнута к себе – жест регентующего, в левой руке – свиток. Черты облика в дальнейшем будут повторяться: седой, со слегка вьющимися длинными волосами и с окладистой ниже средней длины бородой, разделённой на конце надвое. Около 1996 г. духовное чадо старца, первая игуменья черниговского Елецкого Успенского женского монастыря Амвросия (Иваненко; ум. в 2006 г.), владевшая навыками реставратора и иконописца, смогла создать живописными средствами образ Лаврентия, который не только близок к его фотографии, но и наделён некой волнующей узнаваемостью святого на духовном уровне. Лаврентий представлен фронтально (срез фигуры дан чуть ниже пояса), за его спиной возвышается Троицкий собор, видны монастырские постройки и верха храмов – пророка Илии (справа) и Успенского собора Елецкого монастыря (слева). Небесно-голубой фон иконы, белые строения контрастно подчёркивают фигуру святого, облачённого в тёмные монашеские одежды – тёмно-вишнёвую рясу, чёрную мантию и клобук; на груди – крест с образом Спасителя и украшениями. Правой рукой Лаврентий благословляет, в левой держит свёрнутый свиток.

 



 
PR-CY.ru