ЛАВРЕНТИЙ Калужский - Страница 5

Так изображён Лаврентий на упомянутой иконе конца XIX в. из церкви Николая Чудотворца на Козинке. На иконе «Святые Лаврентий и Тихон Калужские в молении Пресвятой Богородице Калужской» (XIX в., Калужский художественный музей) и на поле иконы «Вознесение Господне» московского мастера А.С. Рогожкина (написана по заказу калужского городского совета в 1870 г.; Калужский художественный музей) меняются состав одежд и положение рук Лаврентия: он изображён без атрибутов, руки крестообразно сложены на груди. На ряде икон Лаврентий представлен как преподобный Артемий Веркольский, в белых портах и рубахе, с топором на плечах, без шубы и мантии. В то же время сохраняются образы святого, придерживающиеся древнего образца. К ним исследователи относят икону первой половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), на которой святой представлен в пустынной местности, на берегу реки, в накинутой на плечи шубе, с секирой в руках. Икона небольшая (24,4×20,2 см) и, как полагают исследователи, относится к монастырским образам, предназначенным для подношений и благословений. На тыльной стороне надпись: «Благословение Божие // Почтеннейшей Прасковье // Карповне Кологривой с пожеланием и молитвой о ея благоденствии // и долгоденствии // Николай епископ Калужский // и Боровский. // …года // …в 23 день». П.К. Кологривова, происходившая из боярского рода, представитель которого получил исцеление у гроба чудотворца, входила, как полагают исследователи, в число постоянных жертвователей монастыря. XIX веком исследователи датируют единственную в своём роде икону «Святые Тихон и Лаврентий Калужские, Пафнутий Боровский с Троицей и сценами чудес у мощей Лаврентия» с уникальным составом клейм посмертных чудес Лаврентия, известных исследователям по монастырской рукописи. Лаврентий представлен в среднике иконы, в традиционном виде – в портах и шубе. Состав клейм: 1. Избавление града Калуги от нашествия агарян. 2. Троица Ветхозаветная. 3. Исцеление расслабленного боярина Андрея Кологривова. 4. Исцеление бесноватого. 5. Исцеление слепой жены. 6. Исцеление юноши от болезни ног. 7. Исцеление слепой девицы. 8. Исцеление бесноватого. 9. Исцеление сына Л.А. Кологривова Петра. 10. Исцеление от трясовичной болезни. На тыльной стороне надпись: «Благословение Калужскаго городского головы 10 мая 1887 г.». «Чудо спасения Калуги» стало отдельным сюжетом для ряда памятников. Оно было помещено на раке святого. Развёрнутый вариант композиции с пояснительной надписью представлен на иконе конца XVIII – начала XIX в. (Калужский художественный музей; 44×75,5 см), сокращённый – в клейме упомянутой иконы со сценами посмертных чудес (КМРИ). Изображение Лаврентия помещалось на обратной стороне хоругви Калужского ополчения 1812 г. Калужский чудотворец был представлен «внимающим гласу небес». Книга архимандрита Леонида (Кавелина) «Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря» (1891 г.) проиллюстрирована гравюрой с изображением Лаврентия. Святой представлен не совсем обычно: в молении в лесу, борода короткая, клочковатая, он босой, в тулупе или армяке, запахнутом и подпоясанном, топор лежит рядом. С большой долей вероятности исследователи предполагают, что эта гравюра воспроизводит изображение на миниатюре XVIII в. из рукописного Сказания о чудесах Лаврентия (это изображение видел архимандрит Леонид (Кавелин), но его описание не оставил).



 
PR-CY.ru