ЛАВРЕНТИЙ Калужский - Страница 3

В некоторых списках Чудес есть служба Лаврентию (Российская государственная библиотека); на листе 24 запись: «Писан сей канон и чюдеса в лето 7203-го (1695) маиа в 1 день в монастыре Рожества Христова». Составленные в XIX в. Акафисты Лаврентию не были разрешены к печати духовной цензурой (определения Синода от 22 февраля 1891 г. и 22 мая 1894 г.). Память Лаврентия под 10 августа включена в «Алфавит» старообрядческого монаха Ионы Керженского «...Лавреньтий преставися в лето 7023-е» (Ярославский музей-заповедник, 1807–1811 гг.). Лаврентий почитался как защитник города. Калужское ополчение сражалось под хоругвью, на одной стороне которой был изображён Калужский образ Божьей Матери, на другой – Лаврентий (в 1814 г. знамя перенесли в кафедральный собор города). Мощи Лаврентия сохранялись в Рождественском соборе под спудом у левого клироса, над ними в 1750 г. была сооружена медная посеребренная рака, на которой находился ростовой образ Лаврентия в серебряном чеканном окладе. В 1855 г. в связи с обновлением престола нижняя церковь Рождественского собора, освящённая в 1650 г. во имя архидиакона священномученика Лаврентия, была переименована во имя блаженного Лаврентия Калужского. Ежегодно 10 августа в Калуге совершался крестный ход из города в обитель. В 1918 г. монастырь закрыли, в 1920 – начале 1930 гг. разрушили основные здания обители. 6 ноября 1993 г. на месте Рождественского собора над предполагаемым местом погребения Лаврентия был установлен крест с неугасимой лампадой, в 1995 г. на месте алтаря возведена деревянная часовня во имя блаженного Лаврентия. 15 ноября 2010 г. митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) совершил закладку собора в честь Рождества Христова с приделами во имя блаженного Лаврентия и преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. В рамках празднования 500-летия со дня кончины святого 28 декабря 2013 г. в монастыре прошли Свято-Лаврентьевские краеведческие чтения. Древнейшее известное исследователям изображение Лаврентия находится в калужской соборной церкви великомученика Георгия «что за верхом» (1700–1701 гг.); Василий Григорьевич Пуцко датирует образ третьей четвертью XVII в., но видит в нём особенности живописи середины века. По мнению исследователей, данный образ (91×47) является надгробным, появившимся после обновления раки в 1650 гг. (по мнению исследователей, он стилистически близок к произведениям этого времени), или его повторением. По сведениям архимандрита Леонида (Кавелина), в 1750 г., при архимандрите Киприане, на надгробный образ был сделан серебряный кованый оклад (не сохранился, надпись на окладе: «Построена сия окладная риза тшанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года»; оклад поновлялся и позже).

 



 
PR-CY.ru