ЛЮКСЁЙ, Луксовий - Страница 3

В сборнике формул Маркульфа, составленном, как полагают исследователи, на рубеже VII и VIII вв., Люксёй назван в числе важнейших франкских монастырей, обладавших иммунитетом на основании королевских привилегий (libertatis privilegium). Расцвет Люксёя исследователи связывают с деятельностью аббата Вальдеберта (629–670 гг.), ученика святого Евстасия. В этот период выходцы из обители основали множество монастырей в Галлии. Так, святой Филиберт основал монастырь Гемметик (см. Жюмьеж); святая Садальберга – монастырь в Лингонах, впоследствии перенесённый в Лавдун (ныне Лан; епископом Лавдуна стал Хагноальд, брат Садальберги, который прежде был монахом в Люксёе); святая Бургундофара (Фара) возглавила монастырь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для неё Евстасием. Насельники Люксёя и других монастырей колумбановской традиции следовали «уставу Колумбана» («regula Columbani»). По свидетельству Ионы из Боббио, Колумбан составил монашеское правило для Люксёя и Фонтан, но современные исследователи полагают, что речь идёт о своде устных предписаний, а не о полноценном письменном уставе или тех правилах, которые сохранились в рукописях как сочинение Колумбана. По мере увеличения числа насельников в Люксёе и расширения сети монастырей правила Колумбана были либо дополнены, либо заменены уставом святого Бенедикта (см. Бенедикт Нурсийский), менее строгим и более чётко регламентировавшим внутреннюю жизнь монастырей. В источниках VII в. Люксёй упоминается как образцовая монашеская обитель, правила которой были примером для насельников многих других монастырей (подробнее см. в ст. Колумбан). Скрипторий, действовавший в Люксёе в VII–VIII вв., был одним из самых значительных в Галлии. Исследователям известно около 30 рукописей, выполненных в этом скриптории или в его «филиалах». В манускриптах использовались не только унциал и полуунциал, но и каллиграфический минускульный почерк, известный исследователям как люксёйский минускул (по определению Бернхарда Бишоффа, это «стилизованный полукурсив... стройный и несколько наклонённый влево»). Согласно М. Браун, люксёйский минускул – «весьма неуверенный дукт, в котором округлые формы совмещаются с угловатыми, изломанными контурами, а верхние и нижние выносные линии подчёркнуто длинные и толстые»; в нём смешаны формы нового римского курсива, унциала и полуунциала. Время деятельности скриптория исследователи определяют условно. Единственный датированный манускрипт – унциальная рукопись проповедей Августина Блаженного на послание апостола Иоанна, созданная в Люксёе (apud coenubium Lussovium) в двенадцатый год правления короля Хлотаря III (657–673 гг.). Рукопись «Пастырского правила» папы Римского Григория I Великого (Двоеслова) была выполнена для Дезидерия, занимавшего епископскую кафедру в Иврее во второй половине VII в. Как полагают исследователи, люксёйский минускул оказал влияние на почерк «a-z», который использовался в VIII в. в Лане, а также, возможно, на деятельность скриптория в аббатстве Корби: в рукописи «Истории франков» Григория Турского на первых листах текст написан люксёйским минускулом, в остальной части манускрипта – меровингским минускулом другого типа (скорее всего, как полагают исследователи, основная часть текста была переписана в Корби).

 



 
PR-CY.ru