ЛАВРЕНТИЙ - Страница 8

Среди латинских метрических версий сказания о Лаврентии исследователи называют «Стихи о святом Лаврентии» Марбода, епископа Реннского, «Мученичество святого Лаврентия» бенедиктинца Нигелла Кентерберийского и поэму Вильгельма из Массенаго. Проповеди, гимны и другие сочинения о Лаврентии принадлежат богослову, историку и агиографу Ренье (ум. в 1188 г.), который жил в аббатстве святого Лаврентия в Льеже. Исследователям известны сказания о мученике на национальных языках, например, англо-нормандское стихотворное Житие Лаврентия (между 1140 и 1170 гг.), кастильская поэма Гонсало де Берсео «Страсти, или Мученичество святого Лаврентия» (середина XIII в.), прозаические исландские версии Мученичества Лаврентия. В средневековых агиографических произведениях повествование о мученичестве Лаврентия нередко дополнялось сказаниями о чудесах мученика, заимствованными из различных источников. Такие сказания были включены Григорием Турским в сборник «О славе мучеников»: в них рассказывается об удлинении слишком короткой балки во время строительства церкви в честь Лаврентия и о разбившейся литургической чаше, которую вскоре нашли невредимой. Чуду о балке посвящено также стихотворение Венанция Фортуната. В XIII–XV вв. сведения о Лаврентии включались в легендарии и исторические труды. Так, краткие сказания, основанные на текстах «Мученичества», содержатся в легендарии Жана де Майи и в энциклопедии Винцентия из Бове. Иаков из Варацце включил в «Золотую легенду» пространное сказание о мученике, в котором использовал многочисленные источники, в том числе труды Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, папы Римского Льва I Великого. Агиограф оспаривал достоверность легенды об испанском происхождении Лаврентия, приведённой французским литургистом Иоанном Белетом (ум. около 1182 г.), и указывал на ошибочную датировку гибели мученика временем правления императора Деция. К повествованию о Лаврентии приложены описания чудес и поучение, основанное на проповедях Августина Блаженного и других авторов. Повествование из «Золотой легенды» наряду с «Мученичеством» Полихрония и сказанием из мартиролога Адона стало важнейшим источником сведений о Лаврентии, на него опирались агиографы позднего Средневековья и Нового времени. Сказание Иакова из Варацце было использовано во французской драме «Чудо святого Лаврентия» (около 1380 г.), включённой в сборник «Чудеса Богоматери», и в мистерии о Лаврентии (конец XV в.). По мнению исследователей, их составители вольно интерпретировали легенду о мученике; в сюжет мистерий введены фантастические подробности, вымышленные сцены и персонажи.

 



 
PR-CY.ru