ЛАВРЕНТИЙ - Страница 2

В IV–V вв. возникло предание о Лаврентии, впоследствии положенное в основу агиографических сказаний, которые в Средние века и Новое время оставались важнейшими источниками информации о мученике. Самая ранняя версия этого предания была приведена Амвросием Медиоланским в трактате «Об обязанностях священнослужителей» (около 388 г.). Рассуждая о поведении служителей церкви и о надлежащем использовании церковного имущества, Амвросий Медиоланский указывал на подвиг Лаврентия, подавшего христианам пример отваги и стойкости (fortitudo) перед лицом мучений и смерти. Стражники схватили Сикста II и повели его на казнь. Увидев плачущего Лаврентия, епископ предсказал, что тому суждено принять мучительную смерть через три дня. По требованию гонителей Лаврентий согласился выдать им сокровища Римской церкви, но вместо этого раздал ценности нищим. На следующий день, когда от него потребовали исполнить обещание, диакон указал на бедняков и заявил, что они и есть сокровище церкви. По словам Амвросия Медиоланского, за своё исключительное остроумие («pro singulari suae interpretationis vivacitate») Лаврентий был подвергнут жестокой казни: «Обманутый тиран» велел заживо изжарить его на железной решётке (craticula). Превозмогая боль, диакон воскликнул: «Готово, переверни и отведай» («Assum est, inquit, uersa et manduca»). Эти слова Лаврентия, обращённые к палачу, Амвросий Медиоланский привёл как пример твёрдости духа и презрения к смерти в письме пресвитеру Симплициану (епископу Медиолана в 397 – 400/401 гг.). В гимне «Apostolorum supparem», составленном либо Амвросием Медиоланским, либо кем-то из его окружения, также сообщается о предсказании Сикста II и о том, что гонители велели Лаврентию выдать церковную казну. Притворившись, что согласен выполнить приказ, диакон привёл бедных христиан, которых он назвал «имуществом церкви». Алчный чиновник пришёл в ярость и велел предать Лаврентия медленной смерти на огне. Во время казни пламя обожгло палача, а умирающий мученик произнёс: «Переверните меня и пожирайте, если я поджарился» («Versate me, martyr uocat, / uorate, si coctum est, iubet»). Легенда о мученичестве Лаврентия изложена в поэме Пруденция из цикла «Венцы мучеников». Поэт приводит подробности, которые отсутствуют у Амвросия Медиоланского. Гонители распяли Сикста II, и Лаврентий плакал у подножья креста. Кровожадный префект Рима потребовал от диакона выдать ценности, якобы необходимые казне. Признав, что в распоряжении церкви есть огромные богатства, Лаврентий обещал отдать «то дорогое, что есть у Христа» и получил трёхдневную отсрочку. Собрав всех нуждающихся, больных и увечных христиан, он показал префекту заполненную людьми площадь. Поэт вложил в уста Лаврентия речь о том, что истинное сокровище Христа – люди с чистой душой; в отличие от здоровых и богатых язычников, эти люди бедны и уродливы, но за их телесным безобразием скрыта духовная красота, поэтому они – подлинное украшение церкви. Перед смертью Лаврентий молился о том, чтобы римляне уверовали во Христа и освободились от рабского служения идолам. Пруденций приписывает мученику пророчество о торжестве христианской веры в Римской империи.

 



 
PR-CY.ru