ЛАВРЕНТИЙ

ЛАВРЕНТИЙ (ум. в первой трети XII в.) – Киево-Печерский, затворник, преподобный (память 20 января, 28 августа – в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Краткий рассказ о Лаврентии содержится в древнейшей части «Киево-Печерского патерика», составленной преподобным Поликарпом (начало 1230 гг.) по просьбе архимандрита Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра) Акиндина. Согласно рассказу «Киево-Печерского патерика», Лаврентий, не получив благословения «святых отцов» Печерских на подвиг затворничества, перешёл в киевский во имя великомученика Дмитрия Солунского мужской монастырь. Здесь он стал затворником и за своё добродетельное житие был удостоен дара исцеления. Однажды к нему привели киевлянина, одержимого бесом настолько сильным и свирепым, что бревно, которое с трудом могли нести десять человек, он один «брал и забрасывал вдаль». Не имея возможности излечить бесноватого, Лаврентий повелел вести его в Печерский монастырь. Устами одержимого бес сказал, что боится в обители 30 иноков, с остальными же может вести борьбу. По дороге в монастырь бесноватый исцелился и совершенно здоровый был встречен игуменом и братией. Когда же у него спросили, кто его исцелил, он, взирая на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, ответил: «Сею усретоша ны святии отци по имени 30 числом, и тако исцелех». В заключение Поликарп восхваляет родную обитель, в стенах которой в одно время проживало 30 монахов, способных одним словом изгонять бесов. Этого Лаврентия иногда отождествляют с погребённым в Ближних пещерах епископом Туровским Лаврентием, который упоминается в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. в качестве одного из участников пострижения и поставления на игуменство в Киево-Печерский монастырь священника Василия («Полное собрание русских летописей», том 2). Однако Туровский архиерей, по мнению исследователей, был другим лицом, поскольку у исследователей есть основания считать, что Лаврентий жил во второй половине ХI – начале ХII вв. На это указывает, во-первых, отсутствие данных, которые свидетельствовали бы о самостоятельном существовании Дмитриевского монастыря после 1128 г., когда, согласно сообщению Лаврентьевской летописи, он был присоединён к Киево-Печерской обители («Полное собрание русских летописей», том 2).

 



 
PR-CY.ru