ЛЖЕДМИТРИЙ I - Страница 11

Важным событием в истории правления Лжедмитрия I стал его брак с Мариной Мнишек. Эту часть своих обязательств самозванец был намерен выполнить. Одной из целей отправленного осенью 1605 г. посольства А.И. Власьева было добиться согласия короля на этот брак. Посол привёз Ю. Мнишеку богатые подарки и 500 тыс. руб. Сигизмунд III дал своё разрешение. Тогда и перед Мнишеками, и перед Лжедмитрием I встали проблемы. 12(22) ноября 1605 г. в Кракове кардинал Бернард Мацеёвский совершил брачный обряд, в котором в роли жениха выступил А.И. Власьев. Далее предстояло повторение такого обряда в Москве с участием и Лжедмитрия I и православного духовенства. Мнишеки пытались получить у папского нунция в Польше разрешение для Марины соблюдать обычаи православной церкви и принять от Московского патриарха причастие под обоими видами, но таких полномочий нунций не имел. Другого рода трудности возникли в Москве. Для брака православного царя с католичкой нужен был её переход в православие. К этому времени на русской почве постепенно утверждалось представление, что при переходе католика в православную веру необходимо его повторное крещение (это было зеркальным отражением практики католической церкви на «русских» землях Речи Посполитой при обращении православных в католицизм). По свидетельству Арсения Элассонского, вопрос о браке Лжедмитрия I Собор епископов обсуждал через два месяца после его коронации и дал согласие, если Марина «будет перекрещена в нашей восточной Церкви». Вопрос о способе перехода Марины в православие снова обсуждался перед её приездом в Москву. По инициативе патриарха Игнатия было принято решение о принятии Марины в православие через миропомазание. Возражавший против этого Казанский митрополит Гермоген был отправлен в свою епархию. Миропомазание совершилось как часть обряда коронации, за которым последовало венчание. По свидетельству Арсения Элассонского, после венчания Лжедмитрий I и Марина Мнишек отказались причаститься, «и это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышащих». Отношение русского общества к Лжедмитрию I резко ухудшилось весной 1606 г. К этому времени широко развернулась подготовка к войне и тяготы легли не только на монастыри, относительно которых сведения сохранились в монастырских архивах; значительные трудности испытывало и облагодетельствованное Лжедмитрием I дворянство. Ко времени начала полевых работ в районе Москвы стало собираться дворянское ополчение уездов северо-запада, которое совсем не хотело участвовать в далёкой и опасной войне на южной границе. Тяготы упали и на городское население Москвы, ранее приветствовавшее Лжедмитрия I в ожидании лучших времён. Это недовольство стремилась использовать аристократия во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским, рассчитывавшая устранить Лжедмитрия I и захватить власть. Среди недовольных распространялись слухи, что Лжедмитрий I хочет утвердить в стране чужую веру, под предлогом свадьбы он собрал в Москве поляков, чтобы перебить членов Боярской думы и передать католикам власть над страной. Поведение Лжедмитрия I, часто нарушавшего принятые для православного государя нормы поведения и окружившего себя польскими приближёнными, торжественный приём в Кремле посла папы создавали благоприятную почву для распространения таких слухов. Их оживлению способствовал приезд на свадьбу Лжедмитрия I большого числа польских шляхтичей, демонстрировавших пренебрежительное отношение и к русским людям, и к православным храмам и святыням. В этих условиях 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, в котором вокруг аристократов-заговорщиков объединились посадские люди, и стрельцы Москвы, и собравшиеся в районе столицы дворянские отряды. Лжедмитрий I был убит, позднее уже похороненный труп был сожжён, и прах развеян по ветру.



 
PR-CY.ru