ЛИФШИЦ Лев Исаакович - Страница 2

Отличительной чертой издания стало использование по предложению Л.И. Лифшица схем росписей с отмеченными на них композициями и фигурами (осуществлено при помощи художника И.Ф. Силина). Эти схемы позволили исследователям понять местоположение каждого изображения (фигур и сцен) внутри архитектурного и художественного ансамбля. После опубликования монографии подобный приём исследователи использовали в изданиях по монументальной живописи, в том числе зарубежных (например, в книге о стенописях Святой Горы Афон XI–XVII вв.). Благодаря стилистическому анализу в сочетании с богатым иллюстративным материалом и подробными схемами росписи Л.И. Лифшицу удалось представить монументальное искусство Новгорода времени его расцвета как многогранное историческое явление, национальное достояние, источник научного и художественного вдохновения. Научные публикации Л.И. Лифшица по искусству Пскова эпохи его независимости (XIII–XV вв.) освещают памятники не только монументального искусства, но и иконописи. Они составили основу монографического исследования (2004 г.) и докторской диссертации «Очерки истории живописи древнего Пскова: Середина XIII – начало XV в.» (2005 г.). Внимание Л.И. Лифшица привлекают также памятники церковного убранства (Тверские врата Александровой слободы, пелена из новгородского Юрьева монастыря), церковные и светские инсигнии (панагия архиепископа Серапиона Новгородского, панагия патриарха Иова, рогатина великого князя Бориса Александровича Тверского). Отдельная тема работ Л.И. Лифшица – проблемы образца и канона в древнерусской живописи. В качестве соавтора Л.И. Лифшиц принимал участие в издании трудов, посвящённых истории русского искусства (совместно с Ольгой Сергеевной Евангуловой и Михаилом Михайловичем Алленовым), в написании коллективной монографии «Монументальная живопись Великого Новгорода: Конец XI – первая четверть XII в.» (СПб., 2004 г.; совместно с Владимиром Дмитриевичем Сарабьяновым и Татьяной Юрьевной Царевской). Ему принадлежат концепции крупнейших выставочных проектов в Третьяковской галерее (Византия. Балканы. Русь: Иконы конца XIII – середины XV вв. Москва, 1991 г.; «София Премудрость Божия» в русской иконописи XIII – начала XIХ в.» Ватикан, 1999 г., и Государственная Третьяковская галерея, 2000 г.). Л.И. Лифшиц выступает научным и ответственным редактором многих трудов, выпущенных сотрудниками отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания.



 
PR-CY.ru