ЛИФШИЦ Лев Исаакович

ЛИФШИЦ Лев Исаакович (род. в 1944 г.) – российский историк искусства, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ. Член президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры, член комиссии по особо ценным объектам культурного наследия России (оба при Министерстве культуры РФ). Имеет государственные и церковные награды за содействие в деле возвращения произведений иконописи из-за рубежа, в том числе почитаемого Ватиканского списка Казанской иконы Божьей Матери (с 2005 г. находится в казанском Богородицком монастыре). Л.И. Лифшиц проходил обучение на кафедре истории искусства исторического факультета МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова в 1967 г., в то же время работал в Третьяковской галерее (1961–1987 гг.). Материалом исследования Л.И. Лифшица стали памятники древнерусского искусства, прежде всего, иконопись и монументальные росписи самостоятельных художественных центров, Пскова и Новгорода. В аспирантуре при кафедре МГУ (1969–1973 гг.) он избрал для изучения росписи в Снетогорье (собор Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313 г.). Л.И. Лифшиц опубликовал ряд статей, посвящённых стилю фресок, а в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию «Росписи 1313 г. собора Рождества Богоматери в Пскове» (под руководством Михаила Андреевича Ильина). С 1987 г. – сотрудник Института искусствознания (современный Государственный институт искусствознания), с 2000 г. – заведующий отделом древнерусского искусства. Л.И. Лифшиц также возглавляет секцию монументальной живописи Научно-методического совета Министерства культуры РФ (участвует в её работе с 1980 г.). Автор статей и редактор серии изданий, посвящённых проблемам реставрации и охраны памятников монументальной живописи; один из авторов новой редакции «Инструкции по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи – памятниках истории и культуры» (первая редакция – 1987 г.; вторая редакция – 2008 г.). Ведущей темой научных интересов Л.И. Лифшица стало монументальное искусство Пскова и Новгорода. В монографии «Монументальная живопись Новгорода XIV–XV вв.» (М., 1987 г.) был проведён анализ развития стиля монументальной живописи на примере сохранившихся и утраченных памятников древнего северного города-республики. Книга соединила черты научного издания и альбома, в котором были собраны памятники сохранившиеся и утраченные, известные по фотографиям дореволюционного и довоенного времени, а также восстановленные произведения, например, росписи церкви Спаса Преображения на Ковалёве в Великом Новгороде (1380 г.), уничтоженные в период Великой Отечественной войны и собранные из мелких фрагментов в мастерской художника-реставратора Александра Петровича Грекова.

 



 
PR-CY.ru