ЛЮДОВИК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ - Страница 5

Определив порядок наследования власти без какого-либо участия папы Римского, Людовик Благочестивый попытался подчеркнуть верховенство императорской власти и подчинённую роль Папского престола в политической жизни христианского мира. Реализация программы, изложенной в «Ordinatio imperii», натолкнулась на сопротивление Бернарда, короля Италии, племянника Людовика Благочестивого, который ещё в 814 г. присягнул на верность императору и получил подтверждение своих прав на итальянскую корону. Осенью 817 г. Бернард, фактически отстранённый от участия в наследовании, поднял мятеж. Вскоре восстание было подавлено, арестованные мятежники казнены или отправлены в изгнание. К смертной казни был приговорён и Бернард; хотя Людовик Благочестивый велел просто ослепить его, вскоре после этого король умер от полученных травм (17 апреля 818 г.). Смерть Бернарда произвела тяжёлое впечатление на императора, который помиловал всех мятежников на имперском собрании в Тьонвиле (821 г.). Адальхард и Вала, находившиеся в опале, получили возможность вернуться ко двору; Дрогон, незаконнорождённый брат Людовика Благочестивого, был назначен епископом Меца (823–855 гг.) и сохранял верность императору до конца его жизни. В августе 822 г., созвав многих представителей франкской аристократии в императорской резиденции Аттиньи, Людовик Благочестивый принял на себя ответственность за смерть племянника и публично покаялся в содеянном. Покаяние в Аттиньи стало логическим следствием особых взаимоотношений светской и духовной властей, которые сложились в предшествующие годы правления Людовика Благочестивого. Под влиянием церковного окружения император рассматривал свою власть как особого рода религиозное «служение» (ministerium), совершаемое во благо всего христианского народа (populus christianus) под контролем епископов. В качестве идеальной модели для такого взаимодействия были выбраны отношения императора Феодосия I Великого и Амвросия Медиоланского (за которыми, в свою очередь, просматривалась ветхозаветная модель взаимоотношений царя Давида и священника Нафана), а публичное покаяние императора за грехи, неизбежные при реализации светской власти, стало ключевым элементом таких отношений. На подражательный характер покаяния Людовика Благочестивого указывали ещё его современники. Астроном утверждал, что император покаялся «подобно Феодосию», и оценивал его покаяние как важнейший религиозно-политический акт. При Людовике Благочестивом расширение территории империи почти прекратилось. Тем не менее, время от времени вдоль границ наблюдались всплески военной активности, связанные преимущественно с подавлением мятежей или обороной границ от внешних вторжений. В 817–819 гг. было подавлено восстание ободритов, в 819–822 гг. усмирён мятеж в Паннонской Хорватии. Между 818 и 830 гг. против франкского господства периодически восставали бретонцы. В 818 и 824 гг. Людовик Благочестивый лично принимал участие в военных экспедициях в Бретань, но они не были успешными. Волнения прекратились лишь с признанием со стороны Людовика Благочестивого власти герцога Номиноэ.

 



 
PR-CY.ru