ЛАНФРАНК - Страница 3

В 1050 гг. слава Ланфранка как преподавателя распространилась по всей Франции и по другим европейским государствам; многие дети аристократов и молодые клирики специально приезжали в Бек, чтобы послушать его лекции. Важным свидетельством о преподавательской деятельности Ланфранка исследоватеи называют адресованное ему письмо папы Римского Николая II (1059–1061 гг.), которое датировано 1059 г. В письме папа Николай II упоминает о дошедших до него слухах, что Ланфранк преимущественно занят наставлением монахов в Священном Писании (divina pagina), однако, несмотря на это, он сообщает о направлении в Бек для обучения у Ланфранка нескольких папских и императорских капелланов и просит научить их диалектике и риторике, в которых Ланфранку нет равных. Таким образом, известность Ланфранка как преподавателя была столь велика, что к нему присылали учеников даже из Рима; при этом сам он предпочитал не преподавание тривиума (грамматики, диалектики и риторики), а чтение лекций по Священному Писанию. Исследователи полагают, что наиболее часто Ланфранк рассматривал на лекциях Псалтирь и Послания апостола Павла (на это указывают сохранившиеся краткие отрывки из комментария Ланфранка к Псалтири и полный комментарий в виде глоссы к Посланиям апостола Павла). Сходное по содержанию письмо отправил Ланфранку в начале 1060 гг. папа Римский Александр II (1061–1073 гг.), который, посылая к нему для обучения своего племянника, отмечал, что Ланфранк «наполнен даром двоякой премудрости», т.е. обладает талантом преподавателя и в светских науках, и в теологии. Согласно свидетельству отдельных источников, которое не все учёные принимают в качестве достоверного, папа Римский Александр II (как и Ланфранк, являвшийся уроженцем Ломбардии) сам был учеником Ланфранка в середине 1050 гг. В число известных богословов и церковных деятелей, в разные годы обучавшихся у Ланфранка в монастыре Бек, входят: епископ Иво Шартрский (около 1040 – 1115 гг.); Гундульф, епископ Рочестерский (1076/1077 – 1108 гг.); Томас, архиепископ Йоркский (1070–1100 гг.); Гильберт Криспин (1045/1046 – 1117 гг.), аббат Вестминстера; теолог Гвитмунд (ум. около 1095 г.), впоследствии ставший епископом Аверсы, и др. В 1060 г. в монастырь Бек вступил Ансельм (1033–1109 гг.; c 1093 г. – архиепископ Кентерберийский), который в течение нескольких лет учился у Ланфранка, в 1063 г. стал его преемником на посту приора, впоследствии высоко оценивал наставления Ланфранка как в области наук, так и в сфере монашеской жизни и относился к нему с признательностью и уважением. Сохранились 16 писем Ансельма Ланфранку, относящиеся к периоду после 1070 г., однако в настоящее время исследователям известно лишь одно письмо Ланфранка Ансельму. Внешняя деятельность Ланфранка как приора монастыря Бек и авторитетного теолога предполагала взаимодействие как с высшей духовной властью в лице Римских пап и членов папской курии, так и с высшей светской властью, которая в Нормандии в этот период была сосредоточена в руках герцога Вильгельма. По некоторым свидетельствам, первоначально отношения между Ланфранком и герцогом складывались сложно, однако уже к 1059 г. Ланфранк стал одним из ближайших советников герцога Вильгельма и выступал в качестве его доверенного лица во многих церковных переговорах, в том числе в Риме.

 



 
PR-CY.ru