ЛАНФРАНК - Страница 2

Другие подробности о жизни Ланфранка в Нормандии до возникновения у него намерения стать монахом и приезда в монастырь Бек (1042–1063 гг.) исследователям неизвестны. Исследователи отмечают, что содержащиеся в жизнеописании Ланфранка сведения о его обращении к монашеской жизни повторяют некоторые распространённые агиографические шаблоны, вследствие чего среди исследователей нет единства в вопросе о том, насколько эти сведения соответствуют действительным событиям. Согласно автору жизнеописания, Ланфранк начал тяготиться суетными знаниями, мирской славой и почитанием от учеников; принял решение поселиться в отдалённой монашеской обители, где бы о нём никто ничего не знал. Отправившись с неизвестными целями в Руан, который был в то время одним из важнейших городов Нормандии, Ланфранк около реки Риль был схвачен разбойниками, ограблен и оставлен связанным в лесу. В жизнеописании приводится молитва, с которой Ланфранк в монастырях Бек и Сент-Этьен (1063–1070 гг.). Ланфранк с молитвой обратился к Богу; в ней он с горечью отмечал, что, изучив всю мирскую науку, не научился тому, как надлежит молиться Богу. Прося избавить его от неминуемой смерти, Ланфранк обещал посвятить себя исправлению собственной жизни и наставлению других в служении Богу. Утром Ланфранка нашли местные жители; в ответ на просьбу Ланфранка указать наиболее простой из близлежащих монастырей, они посоветовали ему направиться в монастырь Бек, незадолго до этого основанный аббатом Эрлуином (ум. в 1078 г.). Прибыв в монастырь, Ланфранк встретил аббата Эрлуина, который собственными руками строил хлев для скота. Придя в восхищение от простоты и строгости жизни в монастыре, Ланфранк решил остаться в нём; после надлежащих испытаний и наставлений в монашеском уставе он был принят в число братии. Точная дата прибытия Ланфранка в монастырь Бек не установлена, однако на основании дальнейших событий его жизни исследователи предлагают в качестве наиболее вероятной приблизительной даты 1042 г. (в сохранившемся средневековом порядковом списке всех монахов, приносивших обеты (professio) в монастыре Бек, имя Ланфранка стоит на 35-м месте). Первоначально в монастыре Бек Ланфранк с согласия аббата Эрлуина посвятил себя созерцательной жизни; упражнялся в покое (quies) и молчании, в чтении Священного Писания, в одиноких молитвенных размышлениях и постоянно участвовал в общих монастырских богослужениях, стремясь научиться богомыслию, смирению и послушанию. Так, согласно жизнеописанию, во время богослужений Ланфранк, не желая обидеть неграмотного приора монастыря и показать своё превосходство, соглашался с его ошибочными замечаниями относительно ударений в латинских словах. Однако после трёх лет монашеской жизни Ланфранк пожелал удалиться из ставшего богатым и многолюдным монастыря; как говорится в жизнеописании, его замысел был открыт «в сонном видении» аббату Эрлуину, который убедил Ланфранка остаться и в 1045 г. назначил приором монастыря. С этого времени деятельность Ланфранка в монастыре Бек стала более насыщенной и разнообразной: он осуществлял общий надзор за порядком монастырской жизни, отвечал за связи монастыря со знатными лицами и с благотворителями, преподавал в монастырской школе свободные искусства детям и юношам, которые готовились к принятию монашества, и читал лекции по Священному Писанию для братии монастыря.

 



 
PR-CY.ru