ЛЖИЦА

ЛЖИЦА – в православном богослужении один из священных сосудов, ложка особой формы с длинной ручкой (как правило, серебряная, посеребрённая или позолоченная); используется при причащении мирян и потреблении Святых Даров. Как дискос, потир и звездица, лжица бывает золотой, серебряной, оловянной или металлического неокисляющегося сплава. Помимо византийской исследователям лжица известна и в других восточно-христианских литургических традициях: сирийской, коптской, эфиопской, за исключением армянской. Есть свидетельства использования специальных ложек и в богослужении христианского Запада, но не в качестве евхаристической лжицы. Наименование и символика лжицы в византийском богослужебном обиходе основаны на образе из видения пророка Исаии в иерусалимском храме: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7). Сопоставление частицы Тела Христова с горящим углём из видения пророка Исаии исследователи встречают, например, в толковании литургии Феодора Мопсуестийского (ум. в 428 г.), которое затем повторяется в наиболее популярном из византийских литургических комментариев, созданном в VIII в. и приписываемом Василию Великому либо Константинопольскому патриарху Герману I. С XV в. православные богослужебные книги предписывают священнику и диакону, причастившись, произнести стих Ис. 6:7. Однако ни Феодор Мопсуестийский, ни Псевдо-Герман не отождествляют «клещи» с лжицей. В частности, в комментарии Псевдо-Германа «клещами» назван не этот литургический предмет, который автору комментария, очевидно, ещё не был известен, а рука священника, которая держит Святые Дары. Поэтому и в древнем славянском переводе комментария Псевдо-Германа греческое слово совершенно корректно передано как клѣщи (вопреки мнению исследовательницы Афанасьевой Т.И, которая ошибочно предлагает понимать клѣщи как лжицу); в последующей славянской литургической письменности для передачи греческого слова в смысле предмета богослужебного обихода (т.е. лжицы) выступает либо заимствованное из вседневной лексики слово лъжица/лжица, либо грецизм лавида/лавита. Первый литургический комментарий, который понимает греческое слово в смысле специального предмета богослужебной утвари (т.е. лжицы), – это компилятивный текст, составленный из фрагментов комментария Псевдо-Германа, «Протеории» Николая и Феодора Андидских и не известных исследователям источников, сохранившийся в нескольких греческих рукописях XIII–XVI вв. и надписанный именем Софрония Иерусалимского.

 



 
PR-CY.ru