«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА» - Страница 10

«Византийская редакция» «Литургии апостола Марка» продолжается церемонией великого входа, с соответствующей молитвой (заимствована из «Литургии апостола Иакова», где служит молитвой малого входа) и пением херувимской песни. В Россанском кодексе в этом месте дополнительно выписаны ещё и «молитва над кадилом» и одна из двух молитв малого входа согласно другим рукописям, а после великого входа и лобзания мира – ещё и «молитва протесиса». В свитке из синайских новых находок «Литургия апостола Марка» открывается «Первой молитвой утра», после чего сразу идёт молитва на лобзание мира: исследователи полагают, что рукопись отражает такую практику, когда вся литургия оглашенных и великий вход совершались по обычному константинопольскому чину (как в «Литургии Иоанна Златоуста»), а особые молитвы «Литургии апостола Марка» звучали только за литургией верных. В коптской редакции «Литургии апостола Марка» великий вход и соответствующая молитва отсутствуют (в них нет необходимости, поскольку Дары помещаются на святой престол уже в самом начале литургии). Последним приготовлением перед анафорой являются лобзание мира и исполнение Символа веры. В «византийской редакции» «Литургии апостола Марка» (как в константинопольских литургиях) лобзание мира предваряет Символ веры; в коптской редакции (как и в «Литургии апостола Иакова» и сирийских литургиях) следует за ним. Лобзание мира сопровождается разными молитвами в «византийской» и коптской редакциях. Анафора «Литургии апостола Марка» представляет собой один из важнейших литургических памятников древней церкви. Её структура, по мнению исследователей, служит образцом для других анафор египетского («александрийского») типа. В этих анафорах исследователи выделяют следующие разделы: 1) вступительный диалог предстоятеля и народа; 2) начальная часть анафоры, содержащая прославление Бога, а также рассказы о сотворении Им мира и, как правило, о домостроительстве спасения (в «Литургии апостола Марка» ещё и просьбу о принятии Богом приносимого Ему служения); 3) ходатайственные моления («intercession»); 4) рассказ об ангельской литургии с пением «Свят, свят, свят…» (парафраз Ис. 6:3 – Sanctus); 5) первая эпиклеза, содержащая прошение об освящении Даров и/или молящихся; 6) рассказ об установлении Господом Иисусом Христом таинства евхаристии на Тайной вечере; 7) воспоминание («anamnesis») Христа и Его спасительного подвига по Его заповеди (Лк. 22:19); 8) вторая эпиклеза (как в других восточных анафорах) либо ходатайственные моления; 9) заключительное славословие предстоятеля и ответ народа: «Аминь». Исследователи отмечают, что кроме оригинальной структуры александрийские анафоры обладают рядом содержательных особенностей. Во-первых, рассказ о домостроительстве спасения человечества через Христа (очень развёрнутый, например, в анафорах Василия Великого и апостола Иакова) предельно краток, либо отсутствует вовсе, притом что рассказ о сотворении мира, напротив, достаточно подробный. Во-вторых, Sanctus всегда используется в краткой («египетской») форме: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! полны небо и земля Твоей [святой] славой», без прибавления: «Осанна в вышних! Благословен Грядущий...», характерного для других традиций. В-третьих, первая эпиклеза содержательно вытекает из Sanctus: «…Полны небо и земля Твоей славой» – «…наполни» принесённые Дары Святым Духом (или «силой», или «благословением»).

 



 
PR-CY.ru