«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА МАРКА» - Страница 7

В 1921–1922 гг. митрополит Кесарийский Амвросий (Ставринос) опубликовал двухтомный труд, посвящённый различным чинам Божественной литургии. В частности, в нём была представлена и его собственная реконструкция чина «Литургии апостола Марка», основанная на изданиях Ч.Э. Суэйнсона и Ф.Э. Брайтмана, т.е. на текстах Россанского кодекса и Мессинского и Ватиканского свитков, а также «ещё на одной рукописи», якобы обнаруженной С. Мерсером, числившейся, по словам митрополита Амвросия (Ставриноса), в собрании С. Мерсера и изданной им в 1915 г. С. Мерсер действительно издал греческий текст «Литургии апостола Марка», но это был не текст какой-либо подлинной греческой рукописи, а сделанная им ретроверсия с эфиопской рукописи из его собрания, причём в том же издании приводится и полное факсимиле этой эфиопской рукописи. Таким образом, митрополит Амвросий (Ставринос), невнимательно ознакомившись с изданием С. Мерсера, фактически «ввёл» в научный оборот несуществующий источник. В 1955 г. архимандрит Тит (Матфиакис) издал текст «Литургии апостола Марка» не по древнейшим спискам, а, наоборот, по наиболее поздней рукописи: копии Нектария Эгинского с автографа патриарха Мелетия Пигаса; спустя несколько лет была издана и сама рукопись патриарха Мелетия Пигаса. Наибольшим распространением в греческой среде пользуется издание Иоанна Фундулиса, основанное на всех перечисленных выше, несмотря на то что издатель ограничился лишь кратким введением к тексту, а в самой реконструкции никак не комментирует свои предпочтения в пользу того или иного чтения, повторяет ошибки предшественников (включая использование несуществующей греческой так называемой «рукописи» С. Мерсера) и т.д. Попытку подготовить академическое издание текста «Литургии апостола Марка» по всем её сохранившимся рукописям предпринял Дж. Каминг. В качестве основы для своей реконструкции он в отличие от многих предшественников использовал не Россанский кодекс, а более ранний Мессинский свиток; также он планировал максимально широко привлечь материал папирусов и прочих ранних свидетельств «Литургии апостола Марка», но его работа осталась неоконченной, и публикация подготовленных им материалов была сделана посмертно. В настоящее время задача по качественному изданию текста «Литургии апостола Марка» всё ещё не решена. С учётом многочисленных публикаций и уточнений текста древнейших литургических папирусов из христианского Египта, а также обнаружением сразу пяти рукописей «Литургии апостола Марка» «византийской редакции» среди новых синайских находок (что увеличивает известное количество рукописей этой редакции сразу вдвое), ни одно из имеющихся изданий, включая посмертное издание Дж. Каминга, исследователи не могут считать удовлетворительным.

 



 
PR-CY.ru