«LIBRI CAROLINI» - Страница 8

В главе 14 Теодульф обличает «высокомерие» греков и их понимание Собора и своей роли на Соборе как инструмента божественной воли. Главы 15–21 посвящены полемике с отдельными аспектами византийского учения об образе (в аргументации участников Собора образ императора служил метафорой для установления связи между священными изображениями и их прототипами), а также критике аутентичности агиографических свидетельств в поддержку иконопочитания. В главах 22–31 Теодульф обращается к вопросам о роли художника и подлинности свидетельств об изображениях, противопоставляя изображения святым мощам и подвергая сомнению чудеса и знамения, происходящие от религиозных образов. В этих главах содержится подробное изложение эстетических взглядов Теодульфа. В предисловии к четвёртой книге Теодульф объясняет четырёхчастную структуру трактата на основе метафор, связанных с этим числом, приводя примеры четырёх Евангелий, четырёх рек рая, четырёх добродетелей и четырёх сортов дерева, использованных при изготовлении ковчега Завета. Темы четвёртой книги не связаны единой логикой повествования и во многом повторяют темы предшествующих книг (поклонение, подобающее одному лишь Богу; критика византийской практики приношения зажжённых свечей и лобзания образов; критика византийских властителей; неприятие предания о Нерукотворном образе Христа; сомнение в подлинности некоторых агиографических свидетельств в пользу иконопочитания). В главах 16–18 Теодульф вновь обращается к роли живописцев и объектов искусства, а также к вопросам эстетики. Исследователи полагают, что ко времени созыва Франкфуртского собора глава 13 четвёртой книги (в ней говорилось о невозможности сравнивать второй Никейский (седьмой Вселенский) собор с первым Вселенским собором в Никее) задумывалась как заключительная глава трактата. В «капитулярии», а следовательно, и в первоначальной версии трактата отсутствовала глава 28: в ней говорится, что Собор, проведённый в 787 г. в Никее, не может считаться вселенским (catholicus, universale), т.к. его постановления не согласуются с учением Вселенской церкви. По мнению авторов, вселенским (catholicum est... et fortasse dici potest universale) может быть признан любой межпровинциальный Собор, решения которого не противоречат догматам и канонам, принятым Вселенской церковью. При составлении «Труда...» Teoдульф использовал большое количество источников. В его распоряжении находилась обширная библиотека, в которой были тексты Священного Писания, сочинения классических авторов и отцов церкви. Теодульф чётко разделял приведённые им примеры на «свидетельства» и «источники». «Свидетельства» предваряются именем авторитетного писателя и выделяются контекстом; иногда они сопровождаются риторическим обращением к автору, которого цитирует Теодульф. Среди авторитетных для франкских богословов отцов церкви были Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и Григорий Великий; среди классических писателей – Аристотель, Боэций и Апулей. Авторы более низкого статуса, такие как Кассиодор, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Вигилий из Тапса, никогда не называются по имени, даже если Теодульф приводит пространные выдержки из их сочинений. Многие библейские цитаты заимствованы из африканского флорилегия «Книга о божественном Писании» (в то же время Теодульф использовал и Вульгату).



 
PR-CY.ru