«LIBRI CAROLINI» - Страница 7

Первая книга начинается с резкой критики императрицы Ирины и императора Константина, основанной на тексте письма, которое византийские правители послали папе Адриану в 785 г. Затем авторы трактата переходят к общей критике методов исследования Священного Писания греками и утверждению авторитета Римской церкви. Шестая глава, посвящённая верховной власти папы по догматическим вопросам, скорее всего, как полагают исследователи, является позднейшим дополнением. Теодульф начинает раздел о Священном Писании с ключевой цитаты иконоборческих споров о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:26). Он упрекает авторов «Деяний» в буквальном, а не духовном понимании Священного Писания. Цитируя трактат Амвросия Медиоланского «О вере к Грациану», Теодульф предлагает понимать душу, обладающую разумом, волей и памятью, как носительницу образа Святой Троицы, по образу Которой был сотворён человек: как Сын рождается от Отца, и Святой Дух исходит от Отца и Сына (filioque), так воля рождается из разума, а память происходит из разума и воли. Поскольку и Бог, и добродетельная душа, отвергнувшая образ ветхого Адама, невещественны, греки не вправе сравнивать их с рукотворными изображениями. В следующих главах Теодульф приступает к критике использования иконопочитателями примеров из Ветхого и Нового Заветов, которые приводились на седьмом Вселенском соборе в защиту священных изображений. Теодульф настаивает на их духовной, аллегорической или типологической интерпретации либо на том, что эти примеры относились к единичным событиям, которые произошли по прямому указанию Бога (например, создание ковчега Завета). Таким образом, эти примеры неправомерно распространять на все материальные изображения. В тридцатой главе, опираясь на цитату из псалма, Теодульф обсуждает роль слуха и зрения, а также преимущество Священного Писания над изображениями. Следующие главы посвящены святоотеческим свидетельствам, приведённым в «Деяниях» седьмого Вселенского собора. Теодульф обвиняет греков в непонимании текстов и неточном цитировании. Один из полемических приёмов, которые постоянно использует Теодульф, – сомнение в принадлежности тех или иных цитат отцам церкви, которым они приписываются в «Деяниях» Собора. Далее Теодульф излагает общие возражения против почитания («поклонения») образов, подчёркивая необходимость «духовного» поклонения Богу. Он ссылается на послание папы Римского Григория I Великого епископу Серену Массилийскому (Марсельскому), в котором понтифик запрещал как уничтожение изображений, так и поклонение им. Вторая книга завершается критикой учения седьмого Вселенского собора о равной чести священных изображений с евхаристией, Крестом, священными сосудами и Священным Писанием. В последней главе второй книги автор упрекает византийцев за непочитание своих родителей и предков, которых они объявили еретиками. После этого чёткая структура аргумента нарушается: третья книга начинается исповеданием веры, автором которого назван Иероним Стридонский (этим текстом заменено исповедание, написанное Теодульфом). По мнению исследователей, для редакторской версии был выбран текст, более подходящий для полемики с адопцианами, чем оригинальное исповедание веры Теодульфа. Далее следуют обвинения в адрес Константинопольского патриарха Тарасия, полемика с «Исповеданием веры» седьмого Вселенского собора и с авторитетом Собора в осуждении того или иного мнения; в главе 13 вновь осуждается императрица Ирина, т.к. женщине, по мнению Теодульфа, не подобало заниматься вопросами вероучения.

 



 
PR-CY.ru