«LIBRI CAROLINI» - Страница 3

Новое издание подготовил Х. Бастген в 1924 г. Поводом для составления «Труда...» явилось конкретное событие в истории византийской церкви, но исследователи рассматривают трактат в более широком политическом, идеологическом и культурном контексте. «Труд...» был концентрированным отображением важнейших идеологических вопросов, стоявших перед франками в период правления Карла Великого, и точкой пересечения интересов и позиций нескольких политических и идеологических центров – Франкского государства, Византии и Рима, отношения между которыми были сложными и быстро менялись. Во второй половине 880 гг. Карл Великий одержал верх над наиболее опасными противниками – герцогом Баварии Тассилоном III и герцогами Беневенто; его сыновья, Пипин и Людовик Благочестивый, были назначены королями Италии и Аквитании; Карл Великий пришёл к согласию с Папским престолом по поводу земельных владений в Центральной Италии, завершив, таким образом, военные кампании своего отца Пипина III Короткого против лангобардов. Король франков издал ряд важных капитуляриев и инициировал проведение церковных Соборов, наиболее значимым из которых был Франкфуртский собор (794 г.). В 789 г. и повторно в 793 г. Карл Великий потребовал от всех мужчин своего королевства принести присягу на верность. После 785 г. началось строительство дворцового комплекса в Аахене, где всё чаще останавливался король. Представление о короле франков как о христианском правителе «избранного» народа получило окончательное выражение в императорской коронации Карла Великого папой Римским Львом III на Рождество 800 г. В этот период политика византийской императрицы Ирины по отношению к Франкскому государству была связана не столько со спорами о религиозных изображениях и с подготовкой к седьмому Вселенскому собору, сколько с предполагавшимся брачным союзом между её сыном Константином и дочерью Карла Ротрудой. Этот брак должен был способствовать политическому союзу между двумя государствами, что предполагало активные дипломатические контакты в 786–788 гг. В 780 гг. императрица Ирина попыталась также наладить нарушенные в период иконоборчества отношения с церковной иерархией и монашеством церквей Востока и Запада. В 785 г. Ирина и её сын Константин пригласили папу Римского Адриана I (772–795 гг.) направить легатов на седьмой Вселенский собор. Папа охотно принял приглашение, т.к. его предшественники начиная с Григория II (715–731 гг.) активно противостояли иконоборцам. Понтифик надеялся, что участники Собора признают папский примат и вернут Римской кафедре юрисдикцию над Иллириком, Калабрией и Сицилией, отнятую у Римских пап императорами-иконоборцами. После завершения седьмого Вселенского собора папские легаты привезли текст соборных «Деяний» в Рим. В наскоро сделанном латинском переводе плохого качества греческие слова «почитание» и «поклонение» передавались с помощью латинского термина «adoratio» («поклонение»). Исследователям неизвестно, каким образом латинский перевод «Деяний» оказался в распоряжении Карла Великого. При дворе франкского короля этот перевод сочли официальным текстом «Деяний». Использованные в нём термины вызвали негодование Карла и приближённых к нему богословов; это стало причиной составления «Труда...».

 



 
PR-CY.ru