ЛАВРА - Страница 8

Преподобный Савва Освященный был первым палестинским подвижником, который сформулировал в письменном виде монастырский Устав, определявший все аспекты монашеской жизни. Хотя изначальный вариант Устава не сохранился, некоторые его правила исследователи реконструируют из сочинения Кирилла Скифопольского и других источников. В Уставе было два перечня правил: для лавриотов и для насельников общежительных монастырей. После смерти преподобного Саввы, когда Великая Лавра была преобразована в киновию, на практике применялись только общежительные правила. Преподобный Савва несколько видоизменил модель устройства лавры, которой придерживался преподобный Герасим. По его системе, послушники не должны были смешиваться с «совершенными», т.е. монахами лавры, даже в дни совместной молитвы и трапезы по субботам и воскресеньям. Только пробыв длительное время в так называемой Малой киновии, монах мог быть допущен в Великую Лавру. Такой строгий подход во многом способствовал расцвету Великой Лавры и её высокому статусу в числе других палестинских лавра лавр Монастыри, управляемые преподобным Саввой, подчинялись Великой Лавре, которой управляли игумен и экономом, избиравшиеся на срок до трёх лет. Во главе подчинённых монастырей стояли администраторы, а не игумены. Изменение характера отношений между лаврой и киновией повлияло и на формирование монашеского богослужебного устава и литургического календаря – впоследствии они оказали значительное влияние на византийский богослужебный обряд в целом. Преподобный Савва ввёл обязательное для монахов Великой Лавры всенощное бдение и следующую за ним литургию с субботы на воскресенье, а также накануне больших праздников. В Фаранской лавре и лаврк преподобного Евфимия служилась только литургия в воскресенье утром. В лавре преподобного Герасима в ночь с субботы на воскресенье не было непрерывного бдения в церкви. Преподобный Савва установил, чтобы Великий пост в Великой Лавре начинался только после дней памяти преподобного Евфимия (20 января) и преподобного Антония Великого (17 января), т.к. эти дни считались в лавре важными монастырскими праздниками. Таким образом, в литургическом календаре Великой Лавры Великий пост начинался на неделю позже по отношению к дате, принятой в монастырях преподобного Евфимия и преподобного Герасима (14 января). Кроме того, в Уставе преподобного Саввы обычный недельный пост монахов длился пять дней, а не шесть, как у преподобного Евфимия. Ученики преподобного Саввы стали основателями ряда лавр, которые так или иначе были вовлечены в савваитскую конфедерацию монастырей и зависели от Великой Лавры. В Вади-эс-Сувайнит (Нахаль-Михмас), недалеко от Михмаса (Мухмаша), располагалась Фирминская лавра, устроенная в начале VI в. преподобным Фирмином, учеником преподобного Саввы, и ставшая на некоторое время одним из центров оригенистов-протоктистов (537–554 гг.). Лавра была разрушена персами в 614 г. и больше не восстанавливалась. Лавра Неэлкерава была создана в самом начале VI в. учеником преподобного Саввы Иулианом Киртом, находилась в Иорданской долине к северу от Сартабы. В 531 г. ученик преподобного Саввы диакон Иеремия основал лавру в нескольких километрах от пещеры, располагавшейся примерно в 4 км от Великой Лавры, в которой одно время жил преподобный Савва. Именно диакону Иеремии преподобный Савва вручил свой письменный Устав. Новая Лавра была устроена в 508 г. в Иорданской пустыне (рядом с источником Хаджала, в 2,5 км к югу от Текоа) монахами, изгнанными преподобным Саввой из Великой Лавры.

 



 
PR-CY.ru