ЛАВРА - Страница 4

По мнению исследователей, монахи Фаранской лавры чаще выходили из келий для общения друг с другом. Устав преподобного Харитона разрешал лавриотам принимать пищу один раз в день, вечером. Пища должна была быть предельно простой и не приготовленной на огне, например, хлеб с солью и дождевая вода. Монахи, пребывая в кельях, должны были молиться и читать псалмы в предписанные часы семь раз в день. Особое внимание преподобный Харитон уделял ночной молитве: монахам полагалось бодрствовать в ночное время в течение шести часов. Псалмы читались монахами также в промежутках между часами молитвы или во время рукоделия. Рекомендовалось изучение Священного Писания. «Житие преподобного Евфимия» сообщает, что он, подвизаясь в Фаранской лавре, зарабатывал средства к существованию витьём верёвок. Если этот рассказ Жития достоверен, то, по мнению исследователей, в монастырях преподобного Харитона насельники сами заботились о пропитании. Такая индивидуалистическая модель экономических отношений была характерна для первых колоний отшельников в Нижнем Египте и отличается от практики более поздних палестинских лавр, в которых поиском средств к существованию монахов занимались ответственные лица администрации монастыря (эконом и игумен), а монах не имел личного дохода. В Фаранской лавре центральная монастырская администрация, судя по всему, не имела такого значения, как в Великой Лавре преподобного Саввы или даже в лавре преподобного Евфимия. В период пребывания преподобного Евфимия в Фаранской лавре в ней, по мнению исследователей, не было должности настоятеля. «Житие преподобного Харитона» не говорит о каких-либо преемниках в руководстве основанных им лавр. Иоанн Мосх, живший в Фаранской лавре в течение десяти лет (568–578 гг.), также не упоминает ни об одном настоятеле монастыря. По мнению исследователей, ещё во времена преподобного Евфимия каждый монах мог свободно выбирать образ жизни, в киновии или лавре, что было характерно для египетской Нитрийской пустыни начала V в. Исследователи считают вполне возможным, что управление Фаранской лаврой находилось в руках не одного человека, а собора старцев, во главе которого стоял старейший или наиболее авторитетный, как это имело место в Нитрии. Выходец из Фаранской лавра преподобный Евфимий Великий основал в 428 г. собственную лавру «по типу Фаранской». Сходство обеих лавр заключалось, прежде всего, в уставе. Преподобный Евфимий поселился с учеником в пещере на ровном участке пустыни в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, примерно в 3 км от киновии преподобного Феоктиста (так называемого Нижнего монастыря). Вскоре здесь был устроен большой водоём, построены пекарня и три кельи, одна из них была молельней или церковью. Сначала преподобный Евфимий не имел желания обращать новое пристанище в киновию или в лавру. Всех приходивших к нему монахов он отсылал к преподобному Феоктисту. Однако в видении ему было повелено не отказывать приходящим, после чего рядом с ним поселились 12 иноков (это стало началом лавры). 7 мая 428 г. Иерусалимский архиепископ Иувеналий освятил лаврскую церковь.

 



 
PR-CY.ru