ЛАВРА - Страница 3

Во время персидского нашествия 614 г. монахи покинули лавру. В VIII в. в её пещерах некоторое время жил преподобный Стефан Савваит Старший (ум. в 794 г.). В последний раз монастырь был восстановлен в конце XIX в. при содействии Российской империи. В настоящее время на месте лавры находится монастырь Искушения (Сорокадневный монастырь). Спустя несколько лет после основания Фаранской лавры преподобный Харитон покинул её и удалился в окрестности Иерихона, где между 345 и 350 гг. основал на склоне высокой горы Лавру Сука (другое название – Старая Лавра). Она находилась в 1,5 км от современного посёлка Текоа, в долине Нахаль-Текоа (араб. Вади-Хурайтун). Основой лавры стала «нависающая» пещера преподобного Харитона, о которой упоминает его Житие. Она располагалась на западном склоне Эль-Фурейдиса, искусственной горы, где был похоронен Ирод Великий. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин упоминает монастырь, насельники которого были уничтожены «толпою сарацинских разбойников» в районе Текоа, имея в виду Старую Лавру. С 485 по 526 гг. в лавре подвизался преподобный Кириак Отшельник. В 614 г. лавра была разрушена персами, но оставалась действующим монастырём, по крайней мере, до XII в. В описании паломничества на Святую землю русского игумена Даниила в 1104–1106 гг. говорится, как полагают исследователи, о ещё действующем монастыре с двумя церквами (в одной из них находился гроб преподобного Харитона) и с погребальной пещерой, где покоились чудесно сохранившиеся тела 700 монахов. О трёх основанных преподобным Харитоном лаврах упоминает анонимное Житие подвижника, написанное в VI в. Хотя это памятник позднего происхождения и приводимые в нём даты могут объясняться желанием обосновать древность монашеской традиции, связанной с преподобным Харитоном, данные Жития, по мнению исследователей, вполне соотносятся с другими независимыми свидетельствами, позволяющими исследователям с уверенностью утверждать, что все три монастыря существовали уже в IV в. Они представляли собой пещерные поселения, похожие на «пещерные города» Малой Азии, откуда, согласно Житию, был родом преподобный Харитон и где он начинал свою монашескую жизнь. По мнению исследователей, традиция преподобного Харитона и введённая им в Палестине лавриотская форма организации монашества не связана непосредственно с Египтом, хотя и имеет некоторые общие черты с традицией Скита. Характерно, что первые монахи-переселенцы из Египта, осевшие в Палестине в конце IV – начале V вв., чаще всего принимали именно эту форму монашеской жизни. Так, около 380 г. один из монахов Скита, палестинец Сильван (Силуан) вместе с 12 учениками перебрался сначала на Синай, а затем в район Газы. Здесь они устроили лавру, которая состояла из отдельно стоящих келий и церкви. Модель внутренней организации монашеской жизни, созданная преподобным Харитоном, отражает самую раннюю стадию развития палестинского лавриотского монашества. О правилах, соблюдавшихся в обителях преподобного Харитона, исследователям известно лишь то, что монахи не должны были часто покидать свои кельи. Пятидневный срок пребывания в кельях прямо не предписывается, как в более поздних Уставах преподобного Герасима Иорданского и преподобного Саввы.

 



 
PR-CY.ru