ЛАВРА - Страница 2

В греческих и коптских агиографических источниках VII–VIII вв. термин «лавра» используется для обозначения не только палестинских обителей определённого типа, но и некоторых египетских монастырей. При этом часто имеют место анахронизмы: перенос реалий, характерных для Палестины V–VI вв., в Египет IV–V вв. Иоанн Мосх, рассказывая о разорении Скита кочевниками в VI в., обозначает четыре крупнейших монастыря этой области как «лавры Скита», не приводя, впрочем, их названий. Из свидетельств других источников исследователи делают вывод, что речь идёт о монастырях преподобных Макария Великого, Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), некоторые из них именовались лаврами. В «Житии преподобной Аполлинарии» (ум. около 470 г.) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария». Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя», которую исследователям трудно идентифицировать. Преподобный Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому исследователи считают, что либо речь идёт о другом подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имён Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду монастырь преподобного Псоя, расположенный в Ските. Согласно коптскому «Житию преподобного Макария Великого», монастырь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян. Коптское слово, переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В коптской легенде о святом Архелиде, который жил в конце IV в. в египетском монастыре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией), а рядом с ним располагалась лавра, в которой подвизались только опытные монахи. Первой лаврой, упоминаемой в источниках, является Фаранская лавра – древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. преподобным Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой преподобный Харитон долгое время вёл отшельническую жизнь. В 330 г. Иерусалимский епископ Макарий освятил церковь лавры. В этой лавре провёл первые пять лет монашеской жизни в Палестине (406–411 гг.) преподобный Евфимий Великий. В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в. на её месте был устроен скит преподобного Харитона, находящийся в ведении Духовной миссии РПЦЗ. Около 340 г. преподобный Харитон основал лавру Дука на горе Искушения на северо-западной окраине Иерихона (в настоящее время территория Палестинской автономии). О лавре Дука говорится в «Лавсаике» Еленопольского епископа Палладия как о пристанище монаха Елпидия (конец IV в.), его имя встречается и в «Житии преподобного Харитона», которое в данном случае может находиться в зависимости от «Лавсаика». Елпидия будто бы называли «вождь, военачальник», т.к. он принял на себя должность руководителя лавры при защите её от нападений иудеев из соседнего селения. Исследователи считают более вероятным, что название лавры происходит от крепости Док, упоминаемой в 1 Макк. 16:15, руины которой находились на той же горе, что и монастырь. Елпидий руководил лаврой после того, как преподобный Харитон покинул её. С именем Елпидия название лавры Дука связывалось вплоть до VI в. Монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

 



 
PR-CY.ru