«LIBER PONTIFICALIS» - Страница 4

Создатели «Liber Pontificalis» осуждали тех Римских епископов, которые делали уступки императорам и безответственно относились к своим обязанностям, прежде всего, Либерия и Анастасия II. Автор второй редакции «Liber Pontificalis», напротив, был сторонником провизантийской партии и поддерживал антипапу Диоскора в его противостоянии с Бонифацием II (530–532 гг.). Значение «Liber Pontificalis» как источника сведений об истории Папского престола в I–VI вв. исследователям трудно определить. Пытаясь следовать единой схеме в жизнеописании каждого понтифика, авторы биографий додумывали недостающие сведения, поэтому в тексте содержится большое количество ошибок и вымышленных подробностей. Начиная с жизнеописания Льва I Великого (440–461 гг.) авторы не прибегали к явным вымыслам, но по-прежнему допускали неточности, например, в рассказе о Халкидонском соборе. Повествование в «Liber Pontificalis» становится достоверным, по мнению исследователей, только начиная с биографии Анастасия II (496–498 гг.), поэтому к сведениям, изложенным в более ранних жизнеописаниях, исследователи относятся с осторожностью: они достоверны лишь в той мере, в какой авторы опирались на доступные им источники. Составители «Liber Pontificalis» использовали документы из папского архива, из которых они почерпнули сведения о папском эвергетизме: финансировании строительства церквей, дарениях недвижимости и предметов убранства, благотворительной деятельности. Значительную часть биографии папы Сильвестра I (314–335 гг.) занимает информация о благодеяниях императора Константина I Великого, по указанию которого были построены Латеранская базилика и баптистерий (в «Liber Pontificalis» подробно говорится об убранстве и о земельных владениях храма), придворная Сессорианская базилика (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), базилики на пригородных кладбищах Рима, а также в Остии, Альбане (ныне Альбано-Лациале), Капуе (ныне Санта-Мария-Капуа-Ветере) и Неаполе. Эти сведения исследователи считают уникальными, существенно повышающими значение «Liber Pontificalis» как исторического источника, хотя, по мнению исследователей, они неполные (так, в «Liber Pontificalis» не упоминается о строительстве крупной базилики св. Павла на рубеже IV и V вв.). Продолжения «Liber Pontificalis» регулярно составлялись в VII–IX вв. Согласно Л. Дюшену, основной текст завершался биографией Сильверия (536–537 гг.) и долгое время не дополнялся новыми жизнеописаниями. В биографиях более поздних понтификов (начиная с Вигилия; 537–555 гг.) исследователи видят ошибки и неточности; жизнеописания Пелагия II (579–590 гг.) и его преемников исследователи считают достоверными, но они содержат мало подробностей. По мнению исследователей, составление «Liber Pontificalis» было продолжено при папе Гонории I (625–638 гг.) или немного позже. С этого времени папские биографии создавались регулярно, нередко ещё при жизни понтификов; их авторы были современниками, а иногда и очевидцами описываемых событий. В биографиях VIII–IX вв. исследователи выделяют две составные части: документальную (сведения о благодеяниях, оказанных понтификами жителям Рима, строительных работах и т.п.) и нарративную. Как правило, эти сведения комбинировались, но в некоторых текстах, оставшихся недоработанными, они представлены по отдельности.

 



 
PR-CY.ru