КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 4

Новый калофонический репертуар развивался параллельно с расцветом хирономии, искусства управления хором с помощью развитой системы жестов, имеющих как практическое значение (указание ритма, динамики, артикуляции и выразительных средств, а также собственно координация пения хора), так и символические коннотации (например, жест, соответствующий исону, обозначал тайну Святой Троицы и двух природ Христа). На фресках палеологовского времени профессиональные певцы изображены, как правило, облачёнными в роскошные одежды и выполняющими особые жесты хирономии. Музыкально-теоретические трактаты калофонического периода описывают помимо детализации системы осмогласия систематическое расширение средневизантийской нотации большим количеством новых знаков, присоединённых к так называемым большим ипостасям, и содержат различные дидактические стихотворные тексты, раскрывающие искусство исполнения как старого, так и нового репертуара. Эта обогащённая музыкальная симиография раньше называлась кукузелевой нотацией. Однако в последние десятилетия стало ясно, что симиография, использованная в калофонических композициях, представляет следующую фазу полностью развитой средневизантайской нотации. Таким образом, исследователи называют её поздней средневизантийской нотацией. Технические и художественные границы калофонического пения и его связь с древним репертуаром описаны помимо пропедевтического текста Пападики в трактатах Псевдо-Дамаскина, иеромонаха Гавриила из монастыря Ксанфопулов (первая половина – середина XV в.) и Мануила Хрисафа. Иеромонах Гавриил призывает исполнителя калофонических обработок: а) определить возможности своего голоса, б) определить амбитус песнопения, которое он собирается исполнить, и в) тренировать голос перед исполнением песнопения, сначала поднимаясь до самого высокого звука песнопения, после этого возвращаясь к первому звуку песнопения, а затем, спускаясь ещё на ступень, начать произведение с неё, чтобы иметь достаточный объём для исполнения в калофоническом стиле, в том числе в высоком регистре. Мануил Хрисаф в своём трактате сосредоточился на тесисах (музыкальных формулах), фторах (знаках модуляции) и в целом на искусстве калофонической композиции, подчёркивая значение мимесиса, т.е. творческой имитации древнего репертуара для формирования нового калофонического пения.



 
PR-CY.ru