КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

Другие типы рукописей, включающие калофонические произведения: Анфология (сборник произведений из Пападики и иногда из других книг); Калофонический Стихирарь, или Матиматарий (содержит, главным образом, калофонические стихиры и анаграмматизмы или анаподизмы (композиции – в основном, стихиры, иногда мегалинарии, псалмовые стихи, кондаки, ирмосы, написанные в технике, предполагающей повторы и изменение порядка слов или разделов в поэтическом тексте), а также 15-сложники); Икиматарий (или Кондакарь) и Акафист (содержат калофонические строфы (икосы) различных кондаков или Акафист Пресвятой Богородице); Кратиматарий (содержит кратимы – произведения на различные слоги); Калофонический Ирмологий (в качестве отдельного кодекса появляется в XVIII в., содержит калофонические ирмосы – жанр, развивавшийся в так называемый период Возрождения византийского пения (около 1650 – около 1720 гг.) на основе песненных ирмосов калофонической эпохи). В целом все калофонические произведения могут быть названы матимами (букв. – упражнения, т.е. сложные песнопения), но их исследователи делят на многие категории, наиболее значимые из которых были упомянуты выше (дохи, калофонические стихиры, анаграмматизмы и др.). Кроме того, в рубриках рукописей исследователи выявили менее значимые категории: эпифонима, анафонима, аллагма, эпиволи, парекволи, пролог, катавасия, омония. Содержащую калофонические песнопения Службу трёх отроков в пещи, известную в греческих исторических и литургических источниках с X в., а в певческих рукописях с XV в., пели в Неделю св. праотец (воскресенье перед Рождеством Христовым) между утреней и литургией. Эта служба была также заимствована славянами. Калофонические произведения принадлежат так называемому пападическому стилю пения, за исключением калофонических ирмосов, которые исследователи относят к ирмологическому стилю. Известные мастера калофонического пения задали высочайший уровень для византийского певческого искусства. Профессор Г. Статис, исследовавший и каталогизировавший большое количество певческих рукописей из собраний монастырей горы Афон, выделил следующих наиболее значимых авторов калофонических песнопений по периодам: 1) вторая половина XIII в.: Никифор Ифик, Николай Авасиот, Феодор Манугра; 2) первая половина XIV в.: протопсалт Иоанн Глика, маистор Иоанн Кукузель, протопсалт Ксен Коронис (в рукописи он назван лампадарием), Константин Магула, Георгий Панарет, Георгий Контопетрис, Димитрий Докиан, доместик Григорий Гликис, монах Феодул Агиорит (около середины XIV в.), монах Агафон Коронис (брат Ксена), Мануил Коронис (сын Ксена, середина XIV в.); 3) вторая половина XIV в.: Халивур, протоиерей Фардивук, Иоанн Цакнопул, Варфоломей, доместик Лавры, лампадарий Иоанн Клада, Христофор Мистакон; 4) вторая половина XV в.: Марк из монастыря Ксанфопулов, епископ Коринфский, лампадарий Мануил Хрисаф, Мефонский епископ Иосиф (Иоанн Плусиадин); 5) первая половина XVI в.: великий ритор Мануил Коринфский (1520 г.).

 



 
PR-CY.ru